Храм во имя Архангела Михаила в селе Тогаево Мариинско-Посадского района Чувашской Республики построен в 1915 году на средства прихожан.
Первый храм во имя Архангела Михаила был построен в 1748 году на средства прихожан, он был деревянным.Взамен старой постройки в 1905 году был построен новый деревянный храм. На храме была установлена одна глава.Храм имел два престола: Архангела Михаила и Божией Матери Казанской.Главный храм не отапливался, придел отапливался.Длина храма с колокольней доходила до 21,34 м, наибольшая ширина - 15 м, высота до верхнего карниза 5, 34 м.коностас главного храма был 3-ярусным, с длиной 5,20 м, высота 6,40 м. Колокольня была одноярусной, с высотой 12 м.Не сохранилась, сгорела.
Храм, построенный на средства прихожан в 1915 году, сохранился, каменный, пятиглавый.Колокольня каменная, 3-ярусная, увенчанная главой.В состав прихода храма было причислено 14 приходских поселений.
В штате причта состояли: священник, диакон, псаломщик.
Церковь закрыта в 1941 году. Возобновила деятельность в 1946 году.
Престольные праздники: 8 ноября (21 ноября), 8 июля (21 июля).
Недалеко от церкви имеется святой источник Архангела Михаила.
Статья составленная к 100 летию храма
Старинное село Тогаево Мариинско-Посадского района вот уже сто лет украшает величественный каменный храм во имя Архангела Михаила. Жители села и близлежащих деревень считают его самым красивым и монументальным. А начиналась его история с небольшой деревянной церкви, построенной в 1748 году.
Деревянная церковь XVIII века не раз перестраивалась, страдала от пожаров. В начале XX века прихожане задумались о строительстве нового каменного храма. Реализовать задуманное удалось во многом благодаря деятельности ставшего в 1907 году священником храма Алексея Александровича Богатырева. По сохранившимся воспоминаниям, настоятель был эрудированным и разносторонне образованным человеком. Именно ему принадлежит идея строительства каменного храма, напоминающего своим обликом церковь Успения Божией Матери подворья Киево-Печорского монастыря в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. Священник лично участвовал и в разработке проектно-сметной документации.
Жители села и 12 деревень, входящих в приход, образовали тройную живую изгородь вокруг храма. Разогнать прихожан, взявшихся крепко за руки, солдатам не удалось. Комиссар, поднявшись на колокольню, предпринял попытку собственноручно сбить 115-пудовый колокол.
Возведение православных храмов по образцу было широко распространенным явлением и на территории Чувашии. Параллельно с «русским» стилем в начале XX века продолжал сохраняться и более официозный «русско-византийский» стиль. И то и другое характерно для архитектурного облика храма села Тогаево. Отличающаяся выразительным силуэтом, стилистическим единством, выверенными пропорциями и тщательностью проработки деталей церковь Архангела Михаила является образцом храма того времени.
Время не сохранило имя автора проекта храма. Известно, что начатое в 1910 году строительство церкви осуществлялось под руководством архитектора Казанской удельной конторы. При строительстве применялись самые качественные материалы, а в производстве работ, их финансировании активное участие принимали благотворители и простые прихожане, жители всех 12 деревень, входивших в приход.
Церковь является также и ярким образцом кирпичного направления в архитектуре рубежа XIX–XX веков. Его отличительной чертой являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из необлицованного кирпича. Кирпич формовали из местной глины и обжигали здесь же, в специально построенной печи. О безупречном качестве кирпича свидетельствует состояние кладки стен и архитектурных деталей. Ощущение такое, что строительство завершилось вчера, а не сто лет назад.
В 1899 году русскими архитекторами, выступавшими за воплощение в архитектурной практике «национальной идеи», был издан альбом образцовых проектов храмов. Это породило в храмовом зодчестве начала XX века так называемый «русский» стиль. Его признаками являются живописные очертания шатра-колокольни и луковицы церковных глав, полукруглых кокошников у основания барабанов глав храма и колокольни, арочные окна, порталы входов, наличники с колонками.
Расположенный на возвышенности пятиглавый храм – главная архитектурная доминанта села. Узкие арочные оконные проемы подчеркнуты наличниками с полуколоннами и дугообразными сандриками-бровками. А основания угловых барабанов глав четверика и главы колокольни – кокошниками. Своеобразие фасадам придают и иконы, установленные на центральных осях стен. На северной стене – икона Иисуса Христа, на южной – Божией Матери, и Святого Михаила Архангела с апостолами – на восточной. Разумно и красиво, с учетом рельефа, поставлена церковь на сельской площади. Взметнувшаяся на сорок метров колокольня хорошо просматривается при въезде в село, являясь важнейшей частью архитектурно-пространственного пейзажа.
За 100 лет своего существования этот каменный храм повидал многих и многое. Он относится к числу редких в Чувашии практически не пострадавших в годы борьбы с религией культовых сооружений. Прихожане чудом сумели отстоять свою святыню.
В селе помнят о событии, произошедшем в годы массового закрытия и разрушения храмов и монастырей Чувашии. По словам протоиерея Иоанна Анисимова, более двадцати лет прослужившего в храме, это было в 1937 году. В Тогаево прибыла группа активистов с целью закрыть храм, сбросить с колокольни колокола и затем ее снести.
Узнав о намерении прибывших, жители села и 12 деревень, входящих в приход, образовали тройную живую изгородь вокруг храма. Разогнать прихожан, взявшихся крепко за руки, солдатам не удалось. Комиссар, поднявшись на колокольню, предпринял попытку собственноручно сбить 115-пудовый колокол. Неожиданно для всех чугунный язык накренившегося колокола ударил активиста с такой силой, что он на глазах у всех собравшихся выпал из проема колокольни и разбился, упав на храмовое крыльцо.
В дальнейшем попыток закрытия и разрушения храма, на защиту которого встал народ, не было. Богослужение в храме не велось только в годы Великой Отечественной войны. Храм, по словам отца Иоанна Анисимова, официально тогда не был закрыт. Просто не было священника. Однако жизнь прихода продолжалась.
Особое место в общей репрессивной политике государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Настоятель и строитель храма Алексей Богатырев, до того как уйти в 1936 году из жизни, постоянно подвергался гонениям и арестам и даже был лишен собственного дома. Сменивший его священник Григорий Ефимов был репрессирован и погиб в 1938 году.
Уникальный по художественной целостности храм практически не пострадал, сохранил в своем убранстве великолепные иконы, иконостасы, паникадила, хоругви и утварь. Все вынесли на своих плечах и прихожане, приходившие в храм и обращавшиеся к Богу.
Как известно, злые деяния людские канут в вечность, а добрые дела остаются в благодарной памяти потомков. И хочется верить, что в грядущих веках отмечающая столетний юбилей сельская церковь в честь Архангела Михаила – памятник истории и культуры – будет напоминать потомкам о величии человеческого духа, о таланте, трудолюбии и мужестве ушедших поколений.
Николай МУРАТОВ