Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Епархиальный центр подготовки церковных специалистов

Начавшаяся в Среднем Поволжье во второй половине XVI столетия христианская миссия в XVIII веке приобрела поверхностный, формальный характер, что привело к отпадению новокрещеных чувашей, черемисов и татар от веры. Стало ясно, что главной задачей миссии должно стать не количественное приобретение чад для Церкви, но попечение об уже приобретенных и укрепление их в вере. По мнению Казанского архиепископа Амвросия (Протасова, 1816-1826), а затем и его приемника по кафедре Филарета (Амфитеатрова; 1828-1836), главными проблемами миссии признавались отсутствие переводческой деятельности и основательной языковой подготовки духовенства в приходы с нерусским населением. В основном кадры духовенства готовились из представителей русского населения.

Конечно, большую роль в подготовке духовенства играла Казанская Духовная Семинария. Но, как сообщали архиепископу Амвросию 1816 г., чебоксарские священники, их дети не имеют возможности учиться в Семинарии, поскольку добираться в Казань трудно. Поэтому они просили Преосвященного Амвросия открыть в Чебоксарах низшее духовное училище.

Архиепископ Казанский благосклонно отнесся к предложению чебоксарских священников и очень скоро, 26 апреля 1816 г., по его распоряжению и утверждению в Чебоксарах было организовано уездное духовное училище. На должность ректора, то есть смотрителя Чебоксарского духовного училища, был назначен 7 мая 1816 г. протоиерей чебоксарского Введенского собора Георгий Еделевский. Само духовное училище было размещено в двух каменных домах, которые находились на территории чебоксарского Благовещенского храма и были пожертвованы чебоксарской мещанкой Марией Кологривовой. Все же этих помещений было недостаточно, и учащиеся вынуждены были ютиться в классах по 60-90 человек. С разрешения архиепископа Амвросия в сентябре 1817 г. училище заняло каменную церковную палату Благовещенского храма для учащихся второго класса. Не было особого помещения под библиотеку. Все книги, предназначенные для училища, хранились в той же церкви под колокольней, в приделе святого мученика Иоанна воина. Библиотека духовного училища, названая фундаментальной, была открыта лишь в 1821 г. Книги, учебные пособия и журналы поставляло в чебоксарское училище правление Казанской Духовной Семинарии, благодаря чему фонд библиотеки постоянно пополнялся и по тем временам находился на должном уровне. В 1872 г. были открыты еще две библиотеки – учебная и ученическая. Уже к 1916 г.фонд библиотеки чебоксарского духовного училища состоял из 18000 томов.

Правда, официальное торжественное открытие духовного училища затянулось на два года, в течение которых проходило внутреннее и внешнее устройство духовного училища.

Дело в том, что в начале XIX века в области духовного образования был проведен целый ряд реформ. Созданный в 1808 г., по указу императора Александра I , Комитет по усовершенствованию духовных училищ прикрепил их к Духовным Семинариям. В свою очередь духовные училища были разделены на уездные и приходские и выполняли разные функции. Приходское духовное училище предусматривало получение начальных общеобразовательных и религиозных знаний и являлось как бы подготовительным отделением уездного училища. Основной функцией уездного духовного училища была подготовка воспитанников к поступлению в Духовную Семинарию.

Учебный план уездных духовных училищ, рассчитанный на шесть лет, включал следующие дисциплины: грамматику, арифметику, катехизис, историю и географию, церковный устав, начатки классических языков (латинский, греческий, древнееврейский) и церковное пение. В приходских духовных училищах учили чтению, письму, каллиграфии, четырем арифметическим действиям, началам русской грамматики, катехизису и церковному пению. Надо заметить также, то кандидат на должность ректора духовного училища должен был иметь ученую академическую степень магистра или, в крайнем случае, кандидата богословия. Если руководитель училища не имел ученой степени, то он назывался смотрителем духовного училища.

24 сентября 1818 г. архиепископ Амвросий утвердил доклад Правления Казанской Духовной Семинарии в назначении смотрителем Чебоксарского духовного училища иеромонаха Нафанаила (Репьева). Торжественная церемония открытия духовного училища состоялась 26 ноября 1818 г. Преподавательский состав включал семь человек – смотритель, четыре педагога уездного училища и два учителя приходского училища. К тому же все преподаватели были священнослужителями чебоксарских храмов. Например, смотритель духовного училища протоиерей Андрей Скарабевский (1839-1879) был настоятелем Благовещенской церкви, а инспектор священник Сильвестр Богородицкий был настоятелем Михайлоархангельской церкви; учителя – священники Константин Никольский и Александр Нелидов служили в Успенском храме, а священник Лев Венедиктов – в Воскресенской церкви.

Реформирование образования в 1867 г. коснулось и уездных духовных училищ, что привело к созданию четырех одногодичных классов из трех двухгодичных отделений. Руководство училищем теперь было поручено учрежденному Правлению Чебоксарского духовного училища, а штат преподавателей расширился до 9 человек.

Через четверть века после открытия вновь встал вопрос о помещениях, поскольку оба дома из-за ветхости поправить было невозможно. В 1842 г. Правление Казанской Семинарии поручило губернскому архитектору Г.Петонди составить план и смету на новое здание Чебоксарского духовного училища с 4-мя классами, квартирами для наставников, библиотекой и комнатой для служителя. Через два года архитектор Ломан представил проект новых корпусов. Строительство нового здания было завершено в 1850 году. Кроме учебных аудиторий, здесь был устроен домовый училищный храм в честь преподобномученика Андрея Критского. Через полвека к существующему зданию примкнул ещё один новый двухэтажный корпус. В старом же устроили общежитие на 120 человек.

Большинство выпускников Чебоксарского духовного училища работало на ниве народного образования в одноклассных церковно-приходских школах, хотя многие впоследствии продолжили духовное образование в Семинариях и Академиях. Так, выпускниками Чебоксарского духовного училища были известный ученый-просветитель чувашского народа В.К.Магницкий, профессор Казанской Духовной Академии и приват-доцент Казанского Университета Н.Никольский.

В 1914 году Европу опалил пожар Первой мировой войны. В связи с обострением ситуации на фронте и всеобщей мобилизацией были закрыты многие учебные заведения. Чебоксарское духовное училище закрыли в начале 1916 года. Учебный процесс был прерван почти на 80 лет. После потрясений февраля, а затем и октября 1917 года в здании Чебоксарского духовного училища разместился батальон местного гарнизона ЧК. В мае 1922 года это здание занял Рабфак с четырехлетним сроком обучения. Уже в послевоенные годы здесь разместили общежитие хлопчатобумажного комбината. Последним «квартирантом» стал ресторан с развлекательным комплексом (по улице Композиторов Воробьевых.)

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия в Советском Союзе произошли радикальные изменения в отношении к Русской Православной Церкви, которые открыли для Нее новые возможности. В нашей стране стали восстанавливать поруганные обители и храмы, появились воскресные школы; церковные деятели получили доступ к средствам массовой информации, были открыты богословские школы. Так, на заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия II 16 июля 1995 года было решено открыть в городе Чебоксары Епархиальное духовное училище со сроком обучения два года. Ректором был назначен настоятель Чебоксарского Воскресенского храма протоиерей Михаил Никифорович Иванов, кандидат богословских наук.

По благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы духовное училище было размещено в стенах возрожденного Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря, в здании бывшего Дома крестьянина. К преподаванию в училище были привлечены священнослужители Чебоксарских храмов, которые имели специальное богословское образование и закончили в свое время Московские, Ленинградские и Одесские Духовные Школы. К началу первого 1995-1996 учебного года состав преподавательской корпорации состояла из 9 священнослужителей: ректора протоирея Михаила Иванова, инспектора протоирея Аполлинария Павлова и педагогов – игумена Савватия (Антонова) (с 2005 г. епископ Алатырский, викарий Чебоксарско-Чувашской Епархии), иерея Вениамина Пегасова, иерея Алексия Кошкина, иерея Николая Мазикова, иерея Георгия Орлова, иерея Николая Семенова и иерея Алексия Павлова.

Нахождение Епархиального духовного училища в стенах святой обители, конечно же, имеет особенное значение в настроенности учащихся, поскольку накладывает отпечаток на их духовно-нравственное состояние. Воспитанники имеют возможность ежедневно ходить на монастырское богослужение, регулярно исповедоваться и причащаться. Храмы Свято-Троицкого монастыря стали для воспитанников первым училищем благочестия. Храмовое богослужение вообще стоит в особом разряде воспитательного процесса училища. Здесь учащиеся приобщаются к литургическим сокровищам Православия и восходят на первые ступени церковного служения в качестве чтецов, певчих и помощников в алтаре. До 2010 года Чебоксарское духовное училище имело свой храм в честь Архангела Михаила, который освятил Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава в 1998 г.

Жизнь и деятельность Епархиального духовного училища является предметом постоянного внимания и заботы Владыки Варнавы. Ни один престольный праздник или выпуск, приемные испытания или начало учебного года не проходят без личного участия и живого отеческого слова правящего Архиерея Чебоксарско-Чувашской Епархии. Причем Владыка-митрополит Варнава уделил особое внимание формированию библиотеки духовного училища, пожертвовав для нее первые книжные собрания. К настоящему времени библиотечный фонд училища содержит свыше шести тысяч книг. Здесь собраны сочинения по богословским, церковно-историческим и философским наукам, составлен систематический и алфавитный каталоги, заведены формуляры на каждый экземпляр книги.

Запросы жизни требуют от учащихся, будущих пастырей церковных, широкого богословского образования для просвещенного руководства верующих. Требования к поступающим в богословскую школу высоки, а не все имеют богословскую подготовку. Чебоксарское Епархиальное духовное училище призвано дать объем начальных богословских знаний и является начальной ступенью духовного образования,. В его учебный план входят следующие предметы: Священная История Ветхого Завета, Священная История Нового Завета, Катехизис, Литургика, Общая церковная история, История Русской Православной Церкви, Церковнославянский язык, русский язык, чувашский язык и Церковное пение. В связи с перестройкой плана обучения в духовном училище с двух лет на три года, произошедшей в начале нового 2001/2002 учебного года, стали преподаваться Догматическое богословие, Нравственное богословие, Основное богословие, Гомилетика, Практическое руководство для пастырей, Сектоведение, Патрология, История религий, История региональной Церкви и английский язык.

По окончании этого цикла дисциплин, который вполне удовлетворяет требованиям среднего духовного образования, воспитанники училища могут принимать священный сан. В организации своих учебных программ и учебных занятий Чебоксарское духовное училище следует по пути Московских Духовных Школ. Чебоксарское духовное училище имеет живую связь с Московскими Духовными Академией, Семинарией, Иконописной и Регентской школами, ведь две трети педагогического состава училища являются выпускниками славных Московских Духовных школ.

Двадцать лет возрожденное Чебоксарское Епархиальное духовное училище готовило пастырей Церкви. Не один десяток его выпускников трудится на приходах Чебоксарской и других епархий Русской Православной Церкви. Многие выпускники продолжают своё богословское образование в Московской и Петербургской Духовных Академии и Семинариях, Казанской и Нижегородской Духовных Семинариях. И всё же главная задача Чебоксарского училища является не просто дать начатки богословского образования, но подготовить образованных священнослужителей, которые будут строить храмы Божии в сердцах людей.

Определением Священного Синода от 15 июля 2016 года, журнал №63, Чебоксарскому Епархиальному духовному училищу усвоено наименование - Духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. С октября 2016 года директором центра назначен иерей Илия Лебедев.

Новости и События Чувашской митрополии и Чебоксарской епархии
Публикации
Фотоальбомы
Начало учебного года в Епархиальном центре подготовки церковных специалистов 2016
03 октября 2016 г.
Анонсы
Видеоматериалы
Чебоксарское духовное училище
07 октября 2011 г.
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по работе с молодежью
  • Епархиальный отдел по миссионерскому служению
  • Епархиальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • ВАРНАВА митрополит Чебоксарский и Чувашский
  • СТЕФАН епископ Канашский и Янтиковский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •