Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
проповедь в Неделю о мытаре и фарисее 2013 год

 

11/24 фев 2013 года-ВС, Неделя о мытаре и фарисее

( Лк, 89 зач, XVIII, 10-14).

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, мало-помалу мы с вами приближаемся к Великому посту. И вчера за Всенощным бдением впервые в этом году, при свете одних только свечей, мы с вами внимали песнопению «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче…» Великий пост есть время особого покаяния, когда верующий человек не спеша и со всем вниманием погружается в глубины своей души, поднимает из тайников её на свет Божий скверну гнездящегося внутри нас греха, пытаясь восстановить в душе своей богомзданный порядок и чистоту и принося в это время сугубое покаяние о грехах своих. Именно поэтому в преддверие Великого поста, научая нас истинному покаянию, Церковь предлагает нам притчу о мытаре и фарисее.

Господь наш Иисус Христос, рассказывая притчу, обращает её к Своим слушателям: к тем, кто слушал Его, но не относил слов, произносимых Господом, к себе; заблуждался относительно высоты своей духовной жизни. Ведь Христос пришёл спасти грешников, а не праведников. Подобно тому, как больные имеют нужду во враче, а не здоровые. Тем Своим слушателям, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк, 18:9), Спаситель открывает истинное положение дел и показывает им то место, где они действительно сейчас находятся, а не то, куда пытаются вознести себя сами.

Два человека вошли в храм помолиться, - начинает Христос притчу. – Один фарисей, а другой мытарь». Вот, как они молились; и отсюда видно, с какой высоты считали позволительным для себя обращаться к Богу. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи». И, заметив стоящего неподалёку мытаря, фарисей добавляет: «Или как этот мытарь». Дальше фарисей начинает перечислять перед Сердцеведцем Богом свои добродетели: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». И, как в магазине, фарисей таким образом выставляет Богу счёт, требуя оплатить его, то есть, чтобы Господь воздал Своими благами этому мнимому праведнику за его добродетели.

Послушаем же, какова была молитва мытаря. Мытарь прекрасно знал, что он является далеко не праведником. Совесть, которую он когда-то пытался усыпить, поступая на свою работу, всё же напоминала ему о том, что он работает на оккупационную римскую власть; что, собирая налоги, он обирает свой родной народ; да и то, что, пополняя заморскую казну, никогда не забывает и про свой карман. Вот именно этот мытарь, совершенно нисколько не превозносясь (потому что прекрасно знает, что гордиться ему абсолютно нечем), стоя вдали и не смея даже поднять глаз на небо, в покаянии ударяя себя в грудь, взывал: «Боже! милостив буди мне, грешному!» (Лк, 18:13)

Так чья же молитва приятнее Богу? надменного фарисея или кающегося мытаря? Вспомним слова Господа о том, что на Небе радость бывает больше об одном грешнике кающемся, нежели о ста праведниках. Прп. Нил Синайский говорит, что «молитва смиренного преклоняет Бога, а молитва гордого оскорбляет Его». «Сказываю вам, - говорит Христос, - что сей [мытарь] пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот [фарисей]: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк, 18:14). Прислушаемся к словам вчерашнего канона: Добродетели фарисея его собственным превозношением опустошились, то есть обесценились в глазах Божиих. А от смирения мытаря потребилось всякое злое, то есть грехи его простились (песнь 1, тропарь 3), и он возвышен был от смирения своего (песнь 1, тропарь 1). По свидетельству прп. Ефрема Сирина«смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих.»

Свт. Феофан Затворник пишет: «Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию. …сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными… Поэтому, братья и сестры, отложим ныне всякое осуждение. И не будем превозносить себя над теми людьми, которые не ходят в Церковь, которые не постятся и не молятся. Не будем считать себя праведнее других. Но вместо этого будем сознавать себя самыми грешными, спасти которых Господь и пришёл на землю.

Таков урок о смиренномудрии и нелицемерном покаянии, который преподаёт Св. Церковь, напутствуя нас перед началом того времени, когда нам с вами, братья и сестры, надлежит принести Господу Богу своё покаяние и с пользой душевной пройти поприще предлежащего Великого и спасительного поста. Будем же помнить слова Господа о том, что мытари и блудницы кающиеся вперёд всех идут в Царство Небесное. «Не помолимся фарисейски, братие» (на «Господи, воззвах…» стихира Триоди 1), но, подражая мытареву покаянию, будем смиренно взывать: Боже! милостив буди мне, грешному. Аминь.

Дата публикации: 24.02.2013

ВКонтактеМой МирОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •