Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Священноисповедник Николай (Могилевский)

Житие cвященноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского

Священноисповедник Николай (Могилевский) родился в день Светлого праздника Пасхи, 27 марта (9 апреля) 1877 года, в семье псаломщика. Во Святом Крещении был наречен Феодосием. Отец новорожденного, удостоенный к концу своей жизни сана протоиерея, был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу.

Феодосий воспитывался родителями в вере и благочестии. В возрасте десяти лет, он поступил в Екатеринославское духовное училище, а через шесть лет — в Екатеринославскую Духовную Семинарию. Феодосий был очень усидчив, прилежен, имел незаурядные способности, благодаря чему он всегда был в числе первых учеников. Ему, привыкшему с малых лет к труду, жизнь в училище, а затем и в Семинарии, не показалась трудной.

До принятия окончательного решения о монашеском постриге он непродолжительное время служил псаломщиком, а затем, чтобы найти применение полученным в Семинарии знаниям, работал учителем в церковной школе.

В 1903 году Феодосий поступает в Нилову пустынь. Он проходил различные послушания — носил воду, рубил дрова, пек хлебы. Но затем, как окончивший Семинарию и имевший опыт преподавания, был назначен наставником в подготовительную школу для иноков, готовящихся принять священный сан.

6/19 декабря 1904 года, в канун праздника Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Феодосий принял монашеский постриг с именем Николай. Полгода спустя он был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября 1905 года — во иеромонаха.

В сане иеромонаха отец Николай нес послушание благочинного Ниловой пустыни. В 1907 году он поступил в Московскую Духовную Академию, которую в 1911 году успешно закончил, получив за сочинение на тему "Учение аскетов о страстях" степень кандидата Богословия.

В 1912 году иеромонах Николай был назначен инспектором Полтавской Духовной Семинарии, в 1913 году переведен на ту же должность в Черниговскую Духовную Семинарию. К своим обязанностям он относился не только с большой ответственностью, но и с отеческой любовью, стараясь из своих воспитанников взрастить настоящих пастырей стада Христова, что считал главным делом Духовных учебных заведений.

В 1915 году отец Николай возведен в сан игумена, а 10 октября 1916 года назначен настоятелем Княже-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита, а также заведующим Иркутской учительской миссионерской школой. А в 1917 году архимандрит Николай назначен ректором Черниговской Семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове.

На осенней сессии Всеукраинского Церковного Собора, открывшейся в Киеве 23 ноября 1918 года, сонм православных архиереев, участников Собора, постановил быть архимандриту Николаю Епископом Стародубским, викарием Черниговской епархии. 20 октября 1919 года в Чернигове состоялась архиерейская хиротония архимандрита Николая. С 1920 года Владыка Николай назначен Епископом Сосницким, викарием этой же епархии.

С 19 октября 1923 года Владыка Николай управлял Тульской и Одоевской епархией. Он занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность их пути. В 1925 году обновленцы предприняли попытку собрать "Поместный собор Православной Церкви в СССР". Епископ Николай сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить с ними в переговоры. Исходом этого противостояния был арест Владыки, последовавший 8 мая 1925 года.

Проведя в заключении более двух лет и освободившись 16 сентября 1927 года, Епископ Николай был назначен на Орловскую Кафедру, где служил до следующего своего ареста 27 июля 1932 года.

Вместе с Владыкой были арестованы и проходили по делу еще 128 человек. Епископа Николая обвиняли в том, что он, при содействии орловского духовенства, "явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской организации "Ревнители Церкви", направлял контрреволюционную деятельность на борьбу против советской власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов контрреволюционеров организации организовал два подпольных монастыря, проводил пострижения в монашество..."

Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года Епископ Николай был осужден на 5 лет лишения свободы, и через четыре месяца после вынесения приговора Владыку отправили вместе с соузником епископом Иоанном (Пашиным) в Темниковский лагерь в Мордовии, с мая 1935 года в Саровский лагерь на юге Горьковского края, оттуда — в сентябре 1935 года в Алатырскую исправительно-трудовую колонию в Чувашии. Пробыв в этой колонии около года владыка 1 июня 1936 года убыл в Ветлужский лагерь на севере Горьковского края. В 1937 году епископ Николай был освобожден из лагеря. Не получив назначения на Кафедру, он проживал сначала в городе Егорьевске Московской области, а затем в городе Киржаче Ивановской области. В этот период по вызову Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди Владыки Сергия и помощи в делах Патриархии. Много времени проводил Владыка в библиотеке Московской Патриархии.

В 1941 году Владыка Николай был возведен с сан Архиепископа. Но вскоре его постигло новое испытание - 27 июня 1941 года Владыка был арестован и за антисоветскую агитацию сослан в Казахстан на пять лет.

До 1943 года престарелый Архипископ жил на станции Челкар милостыней верующих людей. После Поместного Собора 1943 году и избрания Митрополита Сергия Патриархом положение Владыки несколько улучшилось: он получил возможность совершать Богослужения в доме одной верующей женщины.

5 июля 1945 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен Архиепископ Николай (Могилевский).

Десять лет возглавлял Владыка Николай Алма-Атинскую епархию. Это было время возрождения Православия на Казахской Земле. В Алма-Ате восстанавливались и открывались храмы. Владыка предпринимал длительные пастырские поездки по епархии. Он проявил себя как молитвенник, ходатай и заступник за Православную веру.

25 октября 1955 года Архиепископ Николай был призван в Небесные обители.

 

В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Николая в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Брянский Кафедральный собор в честь Живоначальной Троицы - Житие...

bryansk-sobor.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=267&I...

 

  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •