Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Наместник архимандрит Василий (Паскье) принял участие в открытии передвижной выставки в МБОУ "СОШ № 27"

6 октября 2025 года наместника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрита Василия (Паскье) пригласили в Чебоксарскую школу №27, принять участие в открытии передвижной выставки под названием «Как преодолеть в себе западника? Трудно ли быть русским?»

 На церемонии открытия директор школы Людмила Митрофановна Жукова выразила благодарность организаторам за предоставленную возможность, на примере представленных на выставке выдающихся русских людей: священнослужителей, ученых, философов, государственных деятелей прошлых веков, всерьез задуматься сегодня, в условиях нового противостояния с «коллективным Западом» над вопросом «русской идеи», «русской души», «русского мира», «русскости» в самых широких рамках, и подчеркнула значимость выставки для углубленного изучения историко-философского контекста.

 Людмила Митрофановна отметила, что выставка предоставляет уникальную возможность понять, как развивались ключевые идеи, ставшие основой интеллектуального наследия России.

 Духовный наставник проекта архимандрит Василий (Паскье), наместник Свято-Троицкого мужского монастыря, обратился к школьникам с пастырским словом:

 «Когда познакомился с положением о XXVII республиканском конкурсе – фестивале научно-исследовательских и творческих работ «РУССКИЙ МИР, РУССКАЯ ИДЕЯ, ТРУДНО ЛИ БЫТЬ (СТАТЬ) РУССКИМ?», первые слова, которые бросились мне в глаза, это строки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «Там русский дух, там Русью пахнет».

 Они мне напомнили, как в начале 2000 –х годов, однажды в Алатырь приехала съемочная группа одного из телевизионных каналов снимать как живет в России западный человек. Весь день они следовали за мной, снимали меня за повседневными делами. А когда я шел домой, путь мой лежал мимо баков с мусором, но фактически мусор уже далеко вышел за пределы этих баков, и мне приходилось каждый день ходить прямо по помойке. И потом в их репортаже был эпизод, не помню дословно, но смысл такой, что отец Василий очень хорошо чувствует, как пахнет Русью.

 Когда говорят, что пахнет, это не всегда только обоняние, бывает, что говорят о других наших ощущениях.

 Мы видим, как монопольный мир уходит. Именно в то время, когда были попытки уничтожить русский мир в 90-х годах, тогда вы еще не родились, дорогие мои, я приехал в Россию.

 В Москве пахло Западом. Висели огромные панели, рекламирующие западный образ жизни и западные товары. Русского, практически, не было на улицах, все вывески на английском языке.

 Постепенно все это ушло, сегодня в Москве вообще нет рекламы на иностранном языке.

 Две недели назад, я был в Москве и встречался с сыном знаменитого русского химика, изобретателя противогаза, Николая Дмитриевича Зелинского, — Андреем Николаевичем Зелинским, почтенным старцем.

 Обстановка, в которой нам довелось встречаться, музей-квартира, погрузила меня в дореволюционный русский мир. Увидел предмет принадлежащий известному химику, о котором я узнал в вашем возрасте, когда изучал таблицу Менделеева, а вдруг я даже смог посидеть в его кресле. Очень глубокие ощущения, не только что пахнет, но тактильно почувствовал настоящий русский мир.

 Вместе с вами жду выступление Петра Николаевича. Надеюсь, что сейчас он даст нам понюхать этот русский мир, потрогать его и ощутить себя дома».

 Олег Степанов, учредитель АНО «Дети Отчизны — достойная смена», рассказал участникам мероприятия о жизни выдающихся мыслителей, таких как Иван Киреевский и Алексей Хомяков.

 Иван Васильевич Киреевский после долгих поисков посвятил свою жизнь служению Православной Церкви. Под влиянием своей жены и её окружения у Киреевского возник интерес к трудам святых отцов, которые, как оказалось, задолго до немецкой философии ответили на все важные вопросы бытия. Наталья Петровна, хотя и не претендовала на роль духовного наставника мужа, несомненно, сыграла важную роль в его воцерковлении. Знакомство с отцом Филаретом и продолжительные беседы с ним окончательно утвердили Киреевского на пути благочестия.

 Другим примером является то, как родители привили юному Хомякову стремление к знаниям и уважение к православной культуре. В своих богословских размышлениях Хомяков отталкивался от православного Символа Веры «Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Он также рассказал о дискуссии между славянофилами и западниками.

 Заместитель директора школы Пётр Николаевич Матюшин провёл экскурсию для учащихся и гостей. Он начал с рассказа о «Слове о законе и благодати» — записи торжественной речи Илариона святителя Киевского середины XI века.

 В ходе экскурсии Пётр Николаевич объяснил суть теории «Москва — Третий Рим», которая утверждает, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. Цель этой теории — доказать закономерность переноса политического и религиозного центра православного мира в Россию. Основные положения концепции были сформулированы в послании около 1523 года монахом Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем.

 Он также обсудил дискуссию между славянофилами и западниками.

 Во второй части выставки представлены мыслители XX века, такие как Константин Победоносцев, Лев Тихомиров, Николай Бердяев, митрополит Иоанн и другие, а также современные авторы, включая Вадима Кожинова, Виктора Тростникова, Александра Панарина и других.

 Таким образом, выставка и экскурсия стали важным событием, способствующим углубленному осмыслению ключевых аспектов русской культурной и философской традиции, а также стимулирующим диалог о путях развития России.

 Развитие Русского мира в XXI веке должно основываться на традиционных идеалах, ценностях и религиях. Опора на базовые традиционные ценности народов Русского мира позволяет государству и обществу находить собственные ответы на любые глобальные вызовы, что является важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития. Это подтверждается, например, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

 Этот документ является стратегическим планом в сфере обеспечения национальной безопасности России и определяет цели, задачи и инструменты для защиты государством духовно-нравственных ценностей. Несмотря на богатый исторический опыт, мы до сих пор ищем русскую идею. Возможно, нас ждёт новое её прочтение? Или русская идея уже сказала своё последнее слово, и её поиски обречены на провал?

ВКонтактеМой МирОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • ФЕОДОCИЙ епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •