
6 октября 2025 года наместника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрита Василия (Паскье) пригласили в Чебоксарскую школу №27, принять участие в открытии передвижной выставки под названием «Как преодолеть в себе западника? Трудно ли быть русским?»
На церемонии открытия директор школы Людмила Митрофановна Жукова выразила благодарность организаторам за предоставленную возможность, на примере представленных на выставке выдающихся русских людей: священнослужителей, ученых, философов, государственных деятелей прошлых веков, всерьез задуматься сегодня, в условиях нового противостояния с «коллективным Западом» над вопросом «русской идеи», «русской души», «русского мира», «русскости» в самых широких рамках, и подчеркнула значимость выставки для углубленного изучения историко-философского контекста.
Людмила Митрофановна отметила, что выставка предоставляет уникальную возможность понять, как развивались ключевые идеи, ставшие основой интеллектуального наследия России.
Духовный наставник проекта архимандрит Василий (Паскье), наместник Свято-Троицкого мужского монастыря, обратился к школьникам с пастырским словом:
«Когда познакомился с положением о XXVII республиканском конкурсе – фестивале научно-исследовательских и творческих работ «РУССКИЙ МИР, РУССКАЯ ИДЕЯ, ТРУДНО ЛИ БЫТЬ (СТАТЬ) РУССКИМ?», первые слова, которые бросились мне в глаза, это строки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «Там русский дух, там Русью пахнет».
Они мне напомнили, как в начале 2000 –х годов, однажды в Алатырь приехала съемочная группа одного из телевизионных каналов снимать как живет в России западный человек. Весь день они следовали за мной, снимали меня за повседневными делами. А когда я шел домой, путь мой лежал мимо баков с мусором, но фактически мусор уже далеко вышел за пределы этих баков, и мне приходилось каждый день ходить прямо по помойке. И потом в их репортаже был эпизод, не помню дословно, но смысл такой, что отец Василий очень хорошо чувствует, как пахнет Русью.
Когда говорят, что пахнет, это не всегда только обоняние, бывает, что говорят о других наших ощущениях.
Мы видим, как монопольный мир уходит. Именно в то время, когда были попытки уничтожить русский мир в 90-х годах, тогда вы еще не родились, дорогие мои, я приехал в Россию.
В Москве пахло Западом. Висели огромные панели, рекламирующие западный образ жизни и западные товары. Русского, практически, не было на улицах, все вывески на английском языке.
Постепенно все это ушло, сегодня в Москве вообще нет рекламы на иностранном языке.
Две недели назад, я был в Москве и встречался с сыном знаменитого русского химика, изобретателя противогаза, Николая Дмитриевича Зелинского, — Андреем Николаевичем Зелинским, почтенным старцем.
Обстановка, в которой нам довелось встречаться, музей-квартира, погрузила меня в дореволюционный русский мир. Увидел предмет принадлежащий известному химику, о котором я узнал в вашем возрасте, когда изучал таблицу Менделеева, а вдруг я даже смог посидеть в его кресле. Очень глубокие ощущения, не только что пахнет, но тактильно почувствовал настоящий русский мир.
Вместе с вами жду выступление Петра Николаевича. Надеюсь, что сейчас он даст нам понюхать этот русский мир, потрогать его и ощутить себя дома».
Олег Степанов, учредитель АНО «Дети Отчизны — достойная смена», рассказал участникам мероприятия о жизни выдающихся мыслителей, таких как Иван Киреевский и Алексей Хомяков.
Иван Васильевич Киреевский после долгих поисков посвятил свою жизнь служению Православной Церкви. Под влиянием своей жены и её окружения у Киреевского возник интерес к трудам святых отцов, которые, как оказалось, задолго до немецкой философии ответили на все важные вопросы бытия. Наталья Петровна, хотя и не претендовала на роль духовного наставника мужа, несомненно, сыграла важную роль в его воцерковлении. Знакомство с отцом Филаретом и продолжительные беседы с ним окончательно утвердили Киреевского на пути благочестия.
Другим примером является то, как родители привили юному Хомякову стремление к знаниям и уважение к православной культуре. В своих богословских размышлениях Хомяков отталкивался от православного Символа Веры «Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Он также рассказал о дискуссии между славянофилами и западниками.
Заместитель директора школы Пётр Николаевич Матюшин провёл экскурсию для учащихся и гостей. Он начал с рассказа о «Слове о законе и благодати» — записи торжественной речи Илариона святителя Киевского середины XI века.
В ходе экскурсии Пётр Николаевич объяснил суть теории «Москва — Третий Рим», которая утверждает, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. Цель этой теории — доказать закономерность переноса политического и религиозного центра православного мира в Россию. Основные положения концепции были сформулированы в послании около 1523 года монахом Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем.
Он также обсудил дискуссию между славянофилами и западниками.
Во второй части выставки представлены мыслители XX века, такие как Константин Победоносцев, Лев Тихомиров, Николай Бердяев, митрополит Иоанн и другие, а также современные авторы, включая Вадима Кожинова, Виктора Тростникова, Александра Панарина и других.
Таким образом, выставка и экскурсия стали важным событием, способствующим углубленному осмыслению ключевых аспектов русской культурной и философской традиции, а также стимулирующим диалог о путях развития России.
Развитие Русского мира в XXI веке должно основываться на традиционных идеалах, ценностях и религиях. Опора на базовые традиционные ценности народов Русского мира позволяет государству и обществу находить собственные ответы на любые глобальные вызовы, что является важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития. Это подтверждается, например, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Этот документ является стратегическим планом в сфере обеспечения национальной безопасности России и определяет цели, задачи и инструменты для защиты государством духовно-нравственных ценностей. Несмотря на богатый исторический опыт, мы до сих пор ищем русскую идею. Возможно, нас ждёт новое её прочтение? Или русская идея уже сказала своё последнее слово, и её поиски обречены на провал?