Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Слово митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия перед Чином прощения

 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь!

И сказал Иисус: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Таково, дорогие отцы, братья и сестры, содержание евангельского чтения, которое читалось сегодня, на Божественной литургии.

Мы сегодня собрались с вами для того, чтобы попросить друг у друга прощения. Прежде, чем начать поститься, необходимо примириться с опечалившими тебя. И необходимо помнить об этом в течение всего Великого поста. Если не примириться, то поста как бы и не было. Ибо духовное соединено с физическим.  Тело соединено с душою, и внешнее с внутренним. Не бывает поста только внешнего. Полноценный пост объединяет и тело, и дух, и душу. Естественно, в течение всей нашей жизни, в течение всего года мы живем, и вместе с тем – грешим. И чаще всего мы грешим против ближних наших. Это самое важное, что нам необходимо знать. Потому что этот грех нарушает главную и важнейшую заповедь, в которой заключен весь Закон и все пророки, - «Возлюби ближнего своего как самого себя». Первая же заповедь, мы это тоже должны помнить всегда – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим, всей душою твоею». И на этих двух заповедях зиждется весь Закон и пророки.

Итак, дорогие отцы, братья и сестры,  в сегодняшний день мы собрались с вами здесь, в главном соборе нашего города, нашей Республики, для того, чтобы испросить друг у друга прощения. Многие из вас даже не знают друг друга. И поэтому возникает закономерный вопрос: «А почему я должен просить прощения у незнакомого мне человека?»  Да хотя бы потому, что ты его не знаешь, хотя бы потому, что он тебе безразличен. Хотя бы потому, что ты не имеешь к нему любви. За то, что тебе все равно, как он живет, какие у него скорби. За то, что ты живешь по принципу: своя рубашка ближе к телу. За то, что ты невнимателен к окружающим.

А ведь наша невнимательность распространяется повсюду. Наш век – это век эгоцентризма. Для того, чтобы жить хорошо, как говорят многие так называемые «коучи», надо быть успешным. И успешным несмотря ни на что. Успешным, по мнению нынешнего века, это значит - идти по головам. Это значит, наплевательски относится к другим людям и их нуждам. Самое главное, чтобы было хорошо тебе. И когда этот эгоцентричный век указывает нам на то, что живем мы как бы более благополучно, оказывается, тем не менее, что человек ощущает себя более одиноким, несчастным. Распадаются семьи. Почему? Потому что мы относимся равнодушно не только к окружающим, незнакомым нам людям, но и к ближним нашим. Потому что наши личные интересы ставим превыше всего. Превыше интересов семьи, общества, государства. И, таким образом, индивидуальность выходит на первый план, развращая нас. Наша так называемая индивидуальность ведет нас к опустошению. Хотя и психологи признают, что человек – существо социальное, может жить только в социуме. Но сами правила жизни в социуме нами постоянно нарушаются. А каковы эти правила жизни в социуме? Откройте Евангелие. Откройте Священное Писание. И прочитайте, где написано «Возлюби ближнего, как самого себя». По-другому в социуме жить невозможно. По-другому и нельзя жить, если ты не видишь в ближнем твоем Образ и подобие Божие, если ты не видишь в своем ближнем Христа, который пришел для того, чтобы спасти весь мир.

Прежде, чем ты приступишь к жертвеннику, говорит Господь, если ты вспоминаешь, что обидел брата своего, пойди примирись с ближним своим и потом только приступи к жертве. Поэтому перед тем, как начать Великий пост, нам надо, прежде всего, вспомнить тех, кого мы ненароком, может быть, походя, а кого-то намеренно обидели и благополучно об этом забыли.

Дорогие отцы, братья и сестры! Не бывает такого, что ты что-то совершил хорошее, доброе, или злое, плохое, а потом забыл. Не бывает такого, что это бесследно исчезает. Все, что мы совершаем в этой жизни, оставляет отпечаток и вокруг нас, и в этом мире, и на нас самих.  Поэтому происходят и войны, и различные катастрофы. Поэтому случаются катаклизмы. Поэтому происходят и какие-то глобальные вещи на земле, которые кажутся порою неисправимыми. Часто и чаще всего это делает сам человек. Не один конкретный человек, но целые сообщества. Принимаются решения для того, чтобы вырубить леса, для того, чтобы построить плотину, например, на реке. И рушится вся экосистема. Меняется и окружающая природа, и экология, и климат. И во всем этом чаще и больше всего виноват человек.  Климат бывает не только в физической природе, но и в духовной. Человечество черствеет, человек забывает, что тот или иной поступок есть зло, грех, и все человечество забывает об этом и начинает поступать наоборот: недостаток и порок делает достоинством, возводит их в ранг общечеловеческих ценностей. И мы видим, как это происходит на наших глазах. То, что мы всегда называли грехом, Священное писание вопиет о том, что тот или иной поступок - это грех, который взывает ко Господу, но общество, забывшее о мироутверждающих духовных законах, возводит это в ранг нормальных вещей. И, более того, призывает всех признать этот грех, не как грех, а как добродетель. Мы видим, как это происходит в нашей жизни. И речь не только о различных извращениях. В обществе уже в открытую приветствуется сожительство вне брака. Этому дано уже даже название – гражданский брак. Супружеская неверность считается нормой, а на того, кто живет честно и остается верным в семейной жизни, смотрят косо, и говорят про него: «Наверное, он ненормальный». И это происходит повсюду. А все начинается с малого. Все начинается с того, что общество потихоньку начинает примиряться с тем или иным видом греха.  А мы должны все это понимать.

Я говорю сейчас о глобальных вещах. Еще одна, самая страшная вещь, когда грех, признание этого греха, как добродетели, прикрывается общечеловеческими ценностями и всечеловеческим гуманизмом. Хотя ничего гуманного здесь нет. Есть вседозволенность.

Следует прямо сказать: любой грех основан на человеческой ненависти. И на любви только к себе. А мы здесь собрались для того, чтобы вспомнить, что нам необходимо возлюбить ближнего. Как самого себя. По-настоящему, не на словах, на деле возлюбить ближнего своего как самого себя. Для того, чтобы сделать первый шаг на путь Великого поста, необходимо примириться с опечалившими нас. Поэтому сегодня да не останется никто равнодушным, не стесняясь, просит прощения. Господь, когда исцелил расслабленного, которого принесли на носилках и, разобрав потолок, спустили к ногам Иисуса, произнося слова исцеления, сравнил прощение с чудом исцеления. Более того, Он задал вопрос: «Что легче сказать: «прощаются тебе грехи твои» или «встань, возьми постель твою и ходи?»  Далее Он продолжил: «Но, чтобы вы видели, что Сын человеческий имеет власть отпускать грехи» и сказал расслабленному : «Встань, возьми постель твою и иди». И расслабленный встал, взял постель свою и пошел. Этим самым Он сравнил умение прощать с чудом исцеления.

Более того, я хочу вам сказать, что неслучайно Господь сказал такие слова: «Сын человеческий имеет власть отпускать грехи». Потому что мы все с вами сыновья человеческие. И, если мы не можем прощать грехов, которые человек совершил не против нас, то мы имеем право и власть прощать людям грехи, которые они совершили против нас. И это большое чудо. Это Божественный акт. И вот здесь, дорогие отцы, братья и сестры, напрашивается следующий вывод.  Умение прощать – это дар Божий, Божественный акт. А неумение, нежелание прощать – это то, что принадлежит врагу рода человеческого, бесам и диаволу.

Часто человек не умеет просить прощения. Это порождение человеческой греховности. А я бы сказал: дьявольской гордыни. И, к сожалению, это присутствует почти во всех людях. Мы часто, даже не понимая этого, замечаем за собой: я виноват, я знаю, что я виноват, я чувствую, мне подсознание твердит, мне моя совесть говорит: виноват, примирись, попроси прощения. Но какая-то часть нашей души отчаянно этому сопротивляется, не дает нам попросить прощения. И мы тогда начинаем придумывать для окружающих, а прежде всего для себя различные оправдания, находим различные лазейки для того, чтобы не попросить у человека прощения. Это бывает с каждым из нас. Хотя совесть нам твердит: необходимо помириться, ты же виноват, ты же неправильно поступил. Мы заглушаем этот голос совести, всячески заглушаем, мы смеемся над нашей совестью. Мы превращаем всё в шутку, но прощения не просим. И это есть проявление бесовской гордыни, которая тянет нас от Бога, которая делает нас противниками Бога.

Есть еще и другая крайность, в которую впадает наше общество. Когда мы начинаем просить прощения с легкостью в сердце. Потому что все это делают. Начинаем постить картинки в групповых чатах, в соцсетях, в вайбере, в вацапе, в телеграме. Начинаем рассылать эти ни о чем не говорящие картинки, в которых написаны слова прощения, и слова эти хорошие, но мы сам акт прощения превращаем в фарс. Когда просим прощения легко и просто, потому что все друг у друга просят прощения, и не понимаем того, что, на самом деле, мы совершаем великое таинство, мы совершаем великий поступок, прося прощения. А мы совершаем это, не придавая никакого значения смыслу. Ведь наше сердце не участвует в этом великом Божественном акте Прощения! И нам каждому необходимо об этом помнить – что есть и такая крайность, которой мы с вами предаемся. Не хочу никого осуждать, но думаю, что каждый из нас сегодня уже получил десятки таких картинок, порою от незнакомых нам людей. И это тоже, к сожалению, печальный факт наших дней.

Дорогие отцы, братья и сестры! Перед Великим постом я собрал вас всех здесь, и мы собрались все здесь, для того, чтобы вы услышали слово перед чином прощения. Для того, чтобы, подходя друг ко другу, видели в человеке, который стоит рядом с вами, образ Божий. Ты его не знаешь – а вот он перед тобою. Это и есть образ Христа. Чтобы вы попросили друг у друга прощения: «Прости меня за то, что ты мне безразличен, за то, что я тебя не знаю, прости меня ради Христа».  Но и помимо этого. Количество постоянно посещающих храм все-таки предполагает знакомство друг с другом, хотя бы внешнее, хотя бы в пределах своего прихода. И поэтому часто бывает, что на своих приходах, а сейчас здесь собрались люди со всех наших городских храмов, часто бывает, что мы бываем пренебрежительны по отношению к своим братьям и сестрам, которые вместе с нами приходят в храм, на богослужения. А бывает и так, что мы, по непонятным причинам, испытываем неприязнь друг ко другу. И с этой неприязнью подходим к Чаше, и причащаемся, и не просим друг у друга прощения. Бывает так и потому, что стыдно признаться в этом и себе, и человеку, который тебе неприятен. И сейчас, дорогие мои, самое время подумать и об этом тоже. Часто наши молитвы, наше участие в богослужении мы превращаем в обычную формальность, когда приходим в храм для того, чтобы поделиться сплетнями, для того, чтобы пообщаться на какие-то легкие темы, для того, чтобы рассказать какую-то новость про нашего батюшку, которая, наверняка, является  глупым вымыслом, порождением чьего-то легкомысленного ума. Часто мы общаемся друг с другом и объединяемся вокруг кого-то, часто у нас появляются какие-то общие враги, хотя, бывает, что мы их знать не знаем и в глаза не видели. За все это надо просить прощения друг у друга.

Сегодняшний день да будет началом Великого поста, настоящим и истинным! И желаю всем нам, дорогие отцы, братья и сестры, примириться с теми, кто нас опечалил, с теми, кого мы опечалили, –  тем более. Я бы хотел обратить ваше особое внимание на то, что в словах Последования ко Святому Причащению говорится о примирении с нас опечалившими, с теми, кто нас опечалили. То есть изначально примириться с тем, кто виноват, с твоей точки зрения, в начале ссоры. Мы называем христианским смирением умение исповедовать свои грехи, и перед Богом, и перед ближним, умение признавать свои ошибки и просить за них прощения. Если мы будем просить у Бога прощения  наших грехов, то Он может спросить нас: как же ты просишь прощения, если ты не можешь простить ближнему. И поэтому надо вспомнить слова молитвы Господней, которую каждый из нас обязан знать и знает, - это молитва Господня, которую мы называем еще «Отче наш».

Обратите внимание: «… и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Я всегда вспоминаю это, и буду вновь и вновь напоминать - один старец человеку, который к нему пришел, сказал: «Ты, когда читаешь молитву Господню «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…», выкидывай эти слова из молитвы. И человек возмутился и говорит: «Как я могу выкинуть эти слова из молитвы?» А он ему отвечает: «Потому что ты в жизни это не исполняешь».  И тогда, конечно же, этот человек очень серьезно задумался. И каждому из нас тоже необходимо задуматься. Ведь мы по нескольку раз в день повторяем эти слова молитвы Господней и не вдумываемся в смысл этих слов. Прежде, чем просить у Бога прощения грехов «остави нам долги наша», необходимо вспомнить о том, что и мы должны прощать нашим должникам согрешения их против нас. И сегодня самое время об этом вспомнить.

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы здесь собрались в храме, потому что все мы нуждаемся в прощении и все мы должны простить ближним своим прегрешения их. И каждый из нас, особенно священники, священнослужители и я, мы первые должны подать пример для окружающих и сказать: «Я ничуть не лучше каждого из вас. Я также грешу, потому что я такой же человек со своими недостатками, грехами. В первую очередь, мы, я и духовенство, должны подавать пример смирения, покаяния и истинной молитвы. Поэтому, дорогие братья и сестры, сейчас я хочу сказать от себя лично: «Если кого-то из вас, священнослужителей, вас, дорогих моих чад, прихожан, я чем-то обидел, простите меня, грешного. Это произошло не специально. Но возможно, кого-то я словом ли, или делом, кого-то обидел и оскорбил… Такое бывает особенно часто между архиереем и духовенством. Дорогие отцы, братья и сестры! Я такой же человек, подверженный грехам, такой же, как и вы! Дорогие мои, простите меня грешного, кого обидел, перед кем согрешил словом или делом, или помышлением. Простите меня, грешного!

Благодатию и щедротами Своего человеколюбия Господь да простит и помилует всех нас.

 

Савватий, митрополит Чебоксарский и Чувашский

Слово перед Чином прощения.

26 февраля 2023 года. Введенский кафедральный собор г. Чебоксары

 

 

Дата публикации: 26.03.2023

ВКонтактеМой МирОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •