Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Проповедь митрополита Савватия в Неделю по Воздвижении, во Введенском соборе г. Чебоксары 2 октября 2022 г.

 

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем! У нас сегодня очень обширные и важные темы евангельских чтений, которые читались за Божественной литургией. 

Во-первых, это притча о талантах. Каждому из нас дарован и духовный талант. Но, помимо него, от Бога у нас имеются и другие таланты. Не каждый из нас может им распорядиться, к сожалению. Часто бывает, что мы выбираем не по таланту. Вот, например, из человека получился бы прекрасный столяр или токарь. Но нет. Надо же обязательно высшее образование получить! Стать юристом, бухгалтером, инженером. И вот этот токарь от Бога становится плохим юристом. А все потому, что родители решили, что высшее образование важнее всего для человека. 

В нашей повседневной жизни, не только духовной, действует тот же закон. Если человек не разглядел в себе талант, это плохо. «Злой раб и ленивый» - говорит Господь о таком. О том, кто закопал свой талант в землю.  У каждого он есть, но чаще всего мы не используем его не потому, что мы не разглядели его в себе, это происходит из-за лени. Типичная лень не дает развиваться человеку! Помните Обломова. Валялся на диване, лежал в размышлениях. Все думали, что он одаренный. А он был просто ленив. 

Вот часто некоторые размышляют: почему русский мужик пьет? Потому что ему не дают работать, потому что государство развалилось… И начинают рассуждать. А знаете, почему мужик пьет? Да потому что ему хочется пить, и лень работать. «Вот если бы у меня было, как у соседа, да я бы такое сделал!» А ты бы сейчас вместо того, чтобы на диване лежать и пиво свое потягивать, лучше бы встал и сделал какое-то дело. Сколько времени тратится попусту! А потом жалуются: вот, у меня ничего не выходит, и я знаю, кто в этом виноват… Все виноваты… А может быть, это лень просто? 

Сегодня читалось Послание апостола Павла к галатам, II глава с 16 по 19 стих. «Братья, узнавчто человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». 

О чем сегодняшнее послание апостола? 

Что значит, что человек оправдывается не делами закона, а только верою во Христа, потому что делами закона не оправдается никакая плоть? Что значит: дела закона, что это такое ? У нас есть 10 заповедей. Древние иудеи старались чтить эти 10 заповедей и соблюдать их. Это и называлось – Ветхозаветный закон. И вот, если человек будет жить по этим заповедям и изо всех сил вершить дела только в соответствии с законом, он никогда не оправдается перед Богом. Потому что так или иначе человек постоянно этот закон нарушает. В силу своей греховной природы. Мы знаем, что нельзя нарушать, но постоянно нарушаем. Не специально, но нарушаем. 

Помните, братья и сестры, мы собираемся с вами дважды за Великий Пост здесь на общую исповедь и разбираем заповеди. Первая заповедь какая? Она гласит «Я есть Господь и Бог твой. Да не будет тебе богов других кроме меня». Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Ни на небесах, ни на земле, ни под землей, ни под водой не поклоняйся этому кумиру. Вот эти два закона мы постоянно с вами нарушаем. У нас есть свои кумиры, мы для себя строим своих богов. Постоянно кто-нибудь у нас кумир. Можно на деле как-то соблюдать закон, внешне, а по духу его не соблюдать. Можно даже находить себе какие-то лазейки, чтобы не соблюдать его. Поэтому апостол Павел и говорит, что невозможно по закону спастись, поэтому и пришел Христос, чтобы мы во Христе, по благодати оправдались. Мы для этого и уверовали во Христа. Потому что человек, когда уверует во Христа и последует за Ним, то он оправдывается не по своим делам, не по своим поступкам, хотя и поступки очень важны, и дела человеческие тоже очень важны, но вера во Христа и следование за Христом диктуют нашей совести, и наша совесть диктует нам поступать так или иначе. А самое главное, следуя за Христом, мы сразу же усваиваем закон Любви «Возлюби ближнего своего как самого себя» и «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою». И этот закон любви благодатию человека спасает. Ты уже никогда не захочешь сделать что-то плохое, потому что у тебя закон любви превыше всего стоит, потому что ты следуешь за Христом. Вот поэтому мы не делами, но благодатию Христовою оправдываемся. Апостол Павел говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога». Мы с вами новые люди, последовавшие за Христом. Для нас закон важен, и дела закона тоже важны. Без них невозможно спастись. Но дела закона совершаются по нашей любви. И поэтому там, где мы совершаем ошибку, благодатию Божией мы оправдываемся. То есть Господь оправдывает нас. А для этого необходимо следовать за Христом, жить во Христе. 

Есть здесь другая крайность. В эту крайность впадают христиане-протестанты. Особенно приверженцы новых деноминаций. Они говорят: достаточно, что ты уверовал во Христа, и Бог тебя уже спас, ты уже святой. Это другая крайность, с которой мы не можем согласиться. Как и та крайность, которая говорит: ты должен постоянно жить в законе Моисея, это про людей, исповедующих иудаизм, ортодоксальных иудеев. Недостаточно просто уверовать в Христа. Нужны дела нашего покаяния. Нужна постоянная работа над собой. Но вместе с тем мы оправдываемся во Христе Его спасительной жертвой. Вот об этом сегодняшнее апостольское чтение. 

Следующее евангельское чтение – от Марка. Глава 8, стих 34-1 стих 9 главы. «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». 

В принципе, все понятно. Оставь все свои «хотелки» и следуй за Христом. 

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.» Контекст открывается в словах самого Христа: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Было время, когда гнали за Христа. Это были первые века христианства.  Потом уже так не гнали, но настоящие христиане всегда были как бы отщепенцами от мира. Потом, скажем так, совсем недавно, современная молодежь этого не застала, и слава Богу, были времена, когда веровать в Бога считалось стыдом, а иногда – чуть ли не преступлением. Когда за то, что ты ходишь в церковь, над тобою смеялись и не просто смеялись, но и увольняли, и ущемляли на работе, социально принижали верующего человека.  Было такое время, и многие верили, так сказать, тайком. А вслух говорили: я не церковный, я безбожник, Многие себя так называли, безбожниками, хотя тайком веровали. Это сейчас выясняется, спустя время. В 90-е годы, бывало, я смотрю: те, кто смеялись над церковью, они все в храм приходят. Я спрашиваю: «Как это так? Ты же был неверующим?»  «А мы все тайком веровали». «Вот тебе раз! А что же ты, когда я в церковь ходил, надо мной смеялся так сильно и попенком обзывал?» «Да все смеялись, и я смеялся»…  А сейчас в храм ходят. Я ничего этим людям не говорю. Слава Богу, что пришли в церковь! Но ведь про таких говорит Христос: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий».

 Вы хотите сказать, что сейчас не так? А сейчас точно также. Только не вслух отрекаются от Христа, а живут не по Христу. Так называемые тренды современные предполагают жизнь не в Боге вообще. Они предполагают совершенно секулярную жизнь. Что значит «секулярная»? Значит – вне церкви. Вне христианства, вне Христа. Поэтому по всем соцсетям у нас Докинз, известный безбожник, мемы против Христа, против попов жирных, толстых, пьяниц и разгильдяев… и о том, что Бога нет. И попробуй ты не соответствовать этим трендам! Если современные тренды говорят о том, что Бога нету, о том, что в Бога надо верить в душе, а ты ходишь в церковь, то над тобою смеются, и ты начинаешь скрывать и стесняться. На работе: ой, да она у нас монашка, в церковь ходит!... А что они понимают в монашестве? Мы такие же люди, как и они, только в церковь ходим, вот и все. А нам стыдно. А мы скрываем. Мы мимо храма проходим и перекрестить свой лоб даже стесняемся. Мы стесняемся сказать, что я сегодня провел в день в молитве, потому что я пощусь. Мы стесняемся этого, потому что это не в тренде, не в моде. Это в 90-е годы все ходили в церковь, и это был такой своего рода тренд. Сейчас тот, кто в церковь ходит, чуть ли не изгой, над ним посмеиваются. Он странненький для них или дурачок, или дурочка. 

Вот об этом нам и говорит Господь. Если ты стесняешься меня в этом роде, прелюбодейном и грешном, то и Сын Человеческий от тебя отвернется. Весь этот мир прелюбодейный и грешный, его не переделаешь, потому что мир этот принадлежит дьяволу, по-прежнему ему принадлежит, и все эти, так называемые, тренды от врага человеческого происходят. Людьми придумываются, но все идет от врага человеческого. И ничего в этом нового нет, и ничего хорошего. 

Поэтому необходимо каждый раз делать выбор – с Христом ты или нет. И никогда не стесняйтесь быть перед людьми глупыми во Христе. Потому что для человека неверующего человек, который ходит в церковь, всегда глупый. Не бойтесь этого! Потому что сначала Христа этот мир возненавидел, а потом Его последователей. Если бы мы с вами были частью того, нецерковного мира, внешнего, то мир бы свое любил. А мы не от этого мира. Это не мои слова. Это слова Христа. Поэтому мир нас априори не любит. И бояться этого не надо. Потому что необходимо понимать, где правда и где истина. И к этой истине необходимо стремиться. А истина и правда только во Христе.

Мы с вами христиане. И должны быть христианами до конца. Мы должны жить по совести, жить во Христе, жить в любви к ближнему и Богу, и тогда благодатью мы будем оправданы и спасемся. То есть не по нашим делам будем оправданы, а по нашей вере. Так, как говорил об этом апостол Павел.

Дата публикации: 02.10.2022

ВКонтактеМой МирОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •