Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Приходские церкви

К приходским церквам относились те, которые в городах, селах и деревнях принадлежали населению, входящему в данный церковный округ, имеющему средства для содержания церквей и причта. Основная масса церквей относилась к этому виду православных построек. В 1826 г. были приняты правила открытия прихода и строительства церквей в городах, селах и деревнях, «по которым строительство храмов должно было быть обоснованным с подробным изложением цели»*(ПСЗ Российской империи, т. 1 за 1826 г., ст. 186).
Удельные крестьяне села Карачаево Чебоксарского уезда в 1745 г. составили мирской приговор о желании построить в своей деревне деревянную на каменном фундаменте церковь в честь Николая Чудотворца. Причиной этого решения было то, что «...в селе проживают некрещеные чуваши, не проникнутые внутренним убеждением в силу живой веры в Христа». Крестьяне решили среди селения храм не возводить и потому отвели землю за двумя глубокими оврагами. Первое время жители села возле церкви не селились и только, когда посчитали, что окрепли в вере, в конце века стали возводить свои дома и около нее.
Весьма примечательна история строительства церкви в 1875 г. в чувашской деревне Починки (Новое Чурашево). Отдаленность от русских деревень, незнание языка сохраняли здесь старые верования, и несмотря на массовое крещение чувашей, часть из них продолжала оставаться в язычестве. В приходских деревнях села Хормалы, находящихся в 7—8 верстах от него, чуваши никогда не исполняли христианских обрядов в великий пост и волостным властям приходилось их силком загонять в церковь; в дни православных праздников церковь была также пуста. В большинстве чувашских сел церкви были ветхими, с покосившимися колокольнями. В 1872 г. в селе Хормалы сгорела церковь и благочинный священник села Шихазаны выступил с инициативой разделения Ходарского прихода на два, его поддержал казанский епископ Антоний, но прежде всего надо было испросить согласия у прихожан деревни Починки. Благочинный собрал сход, многочисленная толпа чувашей подняла шум, крича, что попы их хотят разорить, им хватит и одной церкви. При помощи властей вскоре удалось снова собрать сход, на котором было принято два мирских приговора: о сборе денег на строительство
церкви по 1 руб. с души и второй — о разделении прихода на два.
Мирские приговоры были отосланы епископу Антонию, который обратился к богатому цивильскому купцу с просьбой о содействии возведению храма в деревне Починки, но тот отказался. За дело взялся богатый коммерсант, проживающий в этой деревне, некий К. К. Богатое. Долго решали вопрос о материале для строения: жители не хотели и слушать о каменной церкви. Лишь через два года с жителей было собрано 5 тысяч рублей. Председатель Попечительского комитета уговорил строителей возвести каменную церковь, не обращая внимания на желание прихожан. К весне 1874 г. были наняты кирпичных дел мастера. Прихожане по-прежнему были против строительства каменной церкви. Председатель Попечительского комитета, осмотрев работы по изготовлению кирпича, остался недоволен качеством и пригрозил рабочим ссылкой в Сибирь. Чуваши испугались и после отъезда его подожгли сарай с кирпичом. Зачинщики даже хотели бросить в огонь священника и коммерсанта, но на другой день страсти улеглись, чуваши выдали зачинщиков, которые были преданы суду.
Строительство церкви началось в 1875 г. Стали возводить деревянный храм, за постройкой прихожане следили сами и, когда церковь была уже готова, они сломали ставни окон, посчитав, что те сделаны плохо и некрасиво. Церковь вышла величественной: с двумя приделами, стоимостью в 10000 руб.
Другой пример. В 1898 г. крестьяне деревни Первое Степанове Цивильского уезда от имени 410 душ составили мирской приговор о разрешении постройки храма в их селе в честь Гурия Казанского Чудотворца, где сообщали, что они принадлежат к приходу Чурачики, расположенному в 8 верстах, что затрудняет жителей деревни Первое Степанове слушать слово Божие, особенно весной и осенью, когда очень трудно попасть в село. Они изъявили желание своим трудом заготовить потребный материал и содержать на свои средства церковный причт, собирая ежегодно по 1 руб. с души в течение десяти лет на строительство церкви.
Крестьяне деревни Семенчино Чебоксарского уезда свой мирской приговор о постройке церкви в 1916 г. мотивировали тем, что их деревня находится в нескольких саженях от большой татарской де-
ревни Янгильдино, в ней действуют три мечети и мусульмане их сманивают в свою веру, а чтобы слабых и колеблющихся среди чувашей не было, они решили построить храм во имя Святителя Николая Чудотворца.
В конце XIX и начале XX вв. чувашское население проживало в 15 губерниях, 4 областях, в 55 уездах в количестве 998698 человек. Из них к православной вере относилось 981338 человек, в язы-
честве оставалось 14734, ислам исповедовало 2334, в старообрядчестве было 100 человек и к различным сектам примыкало более 200 человек. Чуваши проживали в 2129 селах: из них исключительно с чувашским населением — 1632 селения. Поэтому приходские церкви строились за чертой чувашских уездов. Еще в 1837 г. под грифом секретно был подан рапорт на имя вице-президента Департамента Уделов Л. А. Покровского от управляющего Симбирской Конторы Уделов Глинки А. по поводу строительства девяти церквей в чувашских деревнях Симбирского и Буинского уездов. Основным мотивом послужило сохранение среди удельных крестьян-чувашей веры древнего идолопоклонства. Было принято решение о строительстве приходских церквей в селениях Сойгино, Трехбал-таево, Нижние Тимерсяны, Старые Алгаши, Нижние Челкасы, Тайбоси, Новые Айбеси, Верхние Те-мерсяны, Верхние Тойси с припиской к ним близлежащих селений.

  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •