Дорогие братья и сестры!
Мы с вами пришли на службу, которая называется литургия. Литургия переводится с греческого, как «общее дело». Мы сейчас пришли, чтобы сделать наше общее дело. Литургия делится на две части. Первая часть – литургия оглашенных, на ней могут присутствовать некрещенные. Вторая часть – литургия верных, на которой присутствуют только крещенные. В этой части есть очень важный момент, который называется «евхаристия».
Евхаристия переводится с греческого, как «благодарение». Итак, дорогие братья и сестры, мы с вами на общем деле, и сейчас вы видели, как дары, хлеб и вино, мы переносили с маленького стола, его называют жертвенником, на большой стол – престол. Самая главная часть в алтаре – престол. Вы видите на нем чашу или кубок, по-гречески называется «потир». Там находится обычное красное вино, кагор. А здесь, на дискосе - эта маленькая тарелочка называется «дискос», на ней находится хлеб, обычный белый хлеб, который сделан из просфоры. Вот это и есть дары, которые мы перенесли с жертвенника на престол.
И сейчас наступает самый важный момент в службе. Он называется евхаристией. Я хочу вам объяснить смысл евхаристии, чтобы каждый из вас понимал, что происходит. Не просто витал в облаках и думал, как хорошо, какая благодать, а чтобы каждый относился с пониманием. Почему я хочу об этом говорить особо? Поскольку это наше с вами общее дело, это значит, что каждый из нас: певчие, священнослужители, я – архиерей, вы – мы все являемся участниками службы. Вы сейчас пришли не как наблюдатели, не как зрители, а как полноценные участники богослужения. Мы в алтаре молимся, а вы здесь, мы все вместе совершаем общее дело, единым телом становимся, единым организмом. И поэтому я, когда к вам обращаюсь, говорю «Братья и сестры». Мы все с вами братья и сестры во Христе, потому что причащаемся от одной чаши.
Мы сейчас спели «Символ веры». Дальше дьякон выйдет сюда и скажет: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите». Как это понимать? Будем стоять смирно, будем стоять со страхом, для того, чтобы совершать эту Божественную службу. С этого момента нам, дорогие братья и сестры, нельзя двигаться с места на место, разговаривать нельзя, входить в храм и выходить из него тоже нельзя. В этот момент все должны стоять стойко, смирно и внимать всему, что происходит. Потому что с этого момента начинается собственно евхаристия.
Евхаристия прообразует собой тайную вечерю. Помните, как Господь наш Иисус Христос собрал 12 учеников своих на тайну вечерю? И тогда он причастил их Телом и Кровью под видом хлеба и вина. Мы становимся участниками этой евхаристии также как 12 апостолов. И мы вспоминаем эту евхаристию, и молимся, совершаем молитвословие. После того, как дьякон произносит такие слова, я с двумя подсвечниками, на одном 2 свечи – он называется дикирий, на другом три свечи - это трикирий, выхожу сюда к вам и благословляю вас, народ, и говорю такие слова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие Святаго Духа будет со всеми вами». Потом поворачиваюсь на южную сторону и говорю такие слова «Горе имеем сердца». Что значит «Горе имеем сердца»? Гора – это не в обычном смысле гора, Арарат, например. Будем иметь наши мысли устремленными ввысь, вверх, к Богу. Все. Ни о чем другом нельзя думать. Горе имеем сердца. Они устремлены ввысь. Я поворачиваюсь на северную сторону, и говорю: «Благодарим Господа».
Начинается евхаристия. Я начинаю творить молитвы, читаю их вслух, в них благодарю Господа: «Тебе поим, Тебе благодарим». «Мы приносим Тебе службу, хотя Твоя слава настолько высока, но Ты, тем не менее, принимаешь нашу службу, хотя вокруг тебя стоят Херувимы и Серафимы, взывают к тебе и поют ангелы, Архангелы, и мы вместе с ними молимся Тебе, хотя мы понимаем, что мы совершенно недостойны этого, благодарим Тебя за то, что Ты принимаешь эту службу. Вот таковы слова молитвы. Ангелы и Архангелы поют и вопият ко Господу, и мы тоже вместе с ними.
А потом мы начинаем вспоминать тайную вечерю. Я произношу слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» и указываю на дискос. «Приимите, ядите, сие есть Тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». То есть – приимите, кушайте, вот это мое тело – это слова Спасителя, - которое за вас преломляется во оставление грехов. Затем показываю на чашу, вспоминаю слова Спасителя и говорю: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь моя Нового Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление ваших грехов».
А потом указываю на чашу и дискос, на хлеб и вино, и говорю: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Что это значит? Господь нам дал самое простое – хлеб и вино. То, что Ты нам дал, мы Тебе приносим за всех и за вся.
После этого начинается очень важная молитва. Я говорю ее вслух. В это время хор молчит, пока я не прочитаю эту молитву. «Еще приносим Ти словесную и бескровную службу, и просим, и молим Тя, и милися деем, низпосли Духа Твоего святаго на ны и на предлежащие дары сея». Читаю специально вслух, чтобы вы слышали. И вы тоже со мной молитесь. Что значит «милися деем»? Умиляемся! Низпосли Духа Твоего Святаго на нас и на эти дары, которые мы Тебе приносим…
После того, как я прочитаю эти слова, хор запевает «Тебе поем, Тебе благодарим, Тебе молимся». Потом я читаю молитву третьего часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся». Это значит: Ты, ниспославший Святого Твоего Духа в третий час на своих учеников и апостолов, этого Духа от нас не отними, но, наоборот, этим духом нас обнови». Я молюсь такими словами трижды, а потом благословляю хлеб и вино, преклоняю колени, и с этого момента в чаше Кровь Иисуса Христа, и на дискосе – Тело Иисуса Христа. И вы вместе со мной молитесь. Мы молимся – и вы с нами участвуете в этом. То, что мы с вами совершаем здесь – это не спектакль, это не шутки, мы совершаем Божественную службу, и к этому относиться надо со всей серьезностью. Вот почему мы с вами братья и сестры! Когда все благословили, мы вспоминаем Пресвятую Богородицу «Изрядно Пресвятей, Пречистой!», а потом поем «Отче наш». После этого мы закрываем царские врата раздробляем Тело на мелкие кусочки, и из чаши разливаем в другие чаши, и сами причащаемся, и к вам выносим чашу и вам преподаем, кто причащается.
Поэтому мы братья и сестры во Христе, потому что мы от одной чаши причащаемся. Вы совершаете вместе с нами эту службу.
Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия в храме Рождества Иоанна Предтечи в г. Чебоксары 20 января 2021 г.
Дата публикации: 20.01.2021