Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия на «Притчу о сеятеле»

«Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк., 35 зач., 8, 5–15)

Как важно, дорогие братья и сестры, иметь сердце чистое, для того чтобы воспринимать Слово Божие. Сердце человека – это поле, и от состояния нашего сердца всё зависит, в том числе – и от взаимоотношений между Богом и нами. 

В первую очередь,  Спаситель  привел в пример семя, которое упало при дороге. Место при дороге оказывается самым уязвимым. Зерно здесь не может прорасти, пустить корни, потому что земля утоптана, и влаги туда мало попадает. И птица небесная клюет это семя.  Также и дьявол приходит и забирает это Слово, как бы растаптывает его. О чем говорит здесь Спаситель? 

О состоянии человека, который живет по своим страстям. Страсти бывают различные. Это, например, грубые страсти – пьянство, гордость, блуд, гневливость. С ними  человек чаще всего не борется. А это как место при дороге: его можно облагородить, если пройтись с плугом, удобрить его, тогда оно тоже будет хорошим и способным приносить урожай. Нам с вами, братья и сестры, стоит подумать, на какую часть земли похожи наши сердца. Самое уязвимое сердце – это сердце, подверженное страстям. Именно через страсти дьявол приходит и забирает Слово Божие. Дьявол не дает человеку общаться с Богом, выстраивать правильные взаимоотношения! Если бы человек боролся со страстями, то такого бы не происходило. У каждого человека они есть. У некоторых тонкие страсти, они есть даже у некоторых праведников, которые стараются жить святой жизнью. Вот, например, гордыня, гордость. Она ведь у многих из нас имеется. И не пускает нас к Богу.  Мы часто даже не замечаем этой гордыни. Один из великих написал: «Когда я пощусь, горжусь, когда молюсь – горжусь, когда смиряюсь – горжусь».  Как часто бывает, что мы стоим на молитве и думаем: «Вот как я хорошо молюсь! Как у меня хорошо получается!» И человек не замечает, как начинает гордиться… А помните притчу о мытаре и фарисее? Как хорошо рассказано там: пришел фарисей помолиться, и мытарь пришел. Фарисей – он же «святой» человек! – стал Господу рассказывать о своих заслугах: «Господи! Благодарю Тебя за то, что я не такой как все: не убийца, не грешник, и не как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, отдаю десятину в храм, раздаю милостыню»…   Это тонкая гордость! А бывает гордыня и грубая. Такие люди очень подвержены лести.  Когда им льстят, когда им говорят неправду, лишь бы только польстить им, потакают их гордости, они начинают гордиться еще больше. Для этого не нужно быть богатым, успешным, ничего не нужно. Даже среди людей с низкой социальной ответственностью полно гордецов, которые гордятся собой. 

Возьмем человека, у которого страсть к пьянству. Когда его спрашивают: «Почему ты пьешь?», он отвечает: «Потому что я не востребован!  Потому что начальство плохое, меня не ценят нигде, меня никто не любит, меня никто не уважает!»  Гордыня! Простая человеческая гордыня, которая губит человека. Через  страсть пьянства он входит и в гордость, и в блуд, и в прочие непотребства.  Человек, который одержим пьянством, легко может совершить любой проступок. 

К одному  отшельнику приступил дьявол, настолько, что покоя не давал. Однажды он подошел к этому человеку и сказал: «Слушай, я тебя оставлю в покое, ты только сделай одно из трех: либо убей человека, либо переспи с женщиной, либо напейся допьяна».  И вот человек думал-думал: что сделать? И наименьшее зло выбрал. А наименьшее зло, с его точки зрения, было пьянство. Он пошел в город, напился вина, опьянел и сам не заметил, как переспал с блудницей. А после того, как переспал с блудницей, опомнился и в сердцах, рассердившись на себя и на нее, взял и убил ее. И совершил все три преступления сразу. 

Все эти страсти, которые у нас с вами есть, не пускают нас к Богу. Именно они делают сердце каменистым и закрытым.  Через страсти дьявол действует в нас. Поэтому мы постоянно топчемся на одном месте. Вроде бы и в церковь ходим, а никакого продвижения. Потому что со страстями не боремся…  Страсти победить невозможно. Так говорят святые отцы. Но можно достичь такого состояния, когда страсти в вас будут спать. 

Посмотрите на землю. В Бурятии, где я служил, почва  в некоторых местах, буквально, рождала камни. Выталкивала из себя – что ни год, то образуется камень. Собирают их фермеры тракторами, тяжелой техникой, сгребают с поля…   Соберут  огромные кучи, а к следующему сезону смотришь: земля опять родила камни… И снова надо убирать, чтобы хоть что-нибудь вырастить. Или сорняки. Невозможно их победить. Всегда они прорастают. Но если не бороться с ними, то будет еще хуже… 

Самое главное - не опускать руки, бороться.  Победить страсти мы не сможем до конца, но должны бороться. Иначе каменистая почва превратится в сплошной камень, земля при дороге станет дорогой…

Сегодняшнее евангельское чтение должно послужить нам толчком, чтобы мы опомнились и начали бороться со страстями. 

Конечно, мы все это делаем.  Но, согласитесь,  уж больно лениво. Сам по себе человек – существо ленивое. Когда говорят, что человек неленивый, это значит, что он просто уделяет время какому-то любимому делу. Вот говорят,  что человек – трудоголик. Но чаще всего он трудоголик только в своей профессии. А в остальных делах ленив. И в своей лени мы перестаем трудиться над собой. А делать это надо каждый день, каждый час. Постоянно, всегда. И сегодня, и завтра, и послезавтра, и вчера, и позавчера – мы должны трудиться постоянно. 

Давайте спросим себя, каждый из нас, –  к какому полю принадлежит наше сердце? Наверное, у нас, как в средней полосе России, сердца смешанные, как и почвы. Там и каменистое место есть, и хорошее есть, а есть и участок при дороге. Давайте же постараемся, потрудимся немножко над собой, а иначе нам к Богу не приблизиться. Не потому что Бог от нас уходит, а потому что мы не можем. Потому что мы над собою не трудимся. А Бог,  Он в любую секунду  - протяни только руку, и Он рядом с тобой. Просто мы не хотим или не стараемся. Поэтому Бог от нас далеко. Бывает очень далеко, только потому,  что мы сами этого не хотим. 

Почему я требую от вас, чтобы вы каждое воскресенье были в храме? Потому что во всем должно быть постоянство. Если мы одно воскресенье не пошли на литургию,  второе, в третье сказали себе: и так дел полно, потом уже начинаем забывать, что надо в храм идти.  Очень часто такое бывает, что мы месяцами не ходим в церковь. Вроде бы верующий человек, а на богослужение не приходит. А почему? Да потому что ленится. Но, преодолевая свою лень,  мы боремся со страстями, возделываем свое поле и приближаемся к Богу. 

И потому я говорю вам, что православный верующий человек каждое воскресенье должен присутствовать на службе, участвовать в Божественной литургии,  причащаться как можно чаще, желательно, каждое воскресенье. 

С праздником вас, дорогие мои!

Проповедь в Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары 1 ноября 2020 года

Дата публикации: 01.11.2020

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Янтиковский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •