Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

 

            Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слушали главу 6 Евангелия от Луки. Вот Спаситель  обращается к народу и говорит: «И ка?к хотите, чтобы с вами поступали люди, та?к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то? же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби?те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.» (Лк 6: 31-36). 

О чем говорит нам это евангельское чтение?  Последние слова Спасителя, которые мы сейчас услышали, призывают нас быть похожими на Отца нашего Небесного. Мы не удостоимся Царствия Божия, если не будем стремиться быть совершенными и милосердными, как Отец наш Небесный. Вот это главный посыл, дорогие братья и сестры. Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный. 

А теперь давайте применим это к жизни. Наша жизнь заключается в том, что мы, к сожалению, катастрофически разучились любить друг друга. И то, что мы называем любовью, не является любовью вообще, ее можно назвать лишь отголоском любви. И вот об этом отголоске любви, об этом несчастном чувстве, которым владеют язычники, и говорит Спаситель. 

Жена  в гневе говорит своему мужу: «Да за что тебя любить? Тебя не за что любить.  От тебя никакого толку, целыми днями на диване лежишь! Ты меня не любишь.  За что тебя любить?» Эти слова – то состояние, о котором говорит Спаситель. Если любите тех, кто вас любит, то какая вам за то от Бога  благодарность? 

Две тысячи лет назад Спаситель говорил о язычниках. А сейчас это все применимо и к христианам. Если мы любим только за то, что есть, за что любить, это не любовь, не христианская любовь. Это чувство эгоистичное, и мы, получается,   живем с вами в состоянии эгоцентризма. Мы думаем только о себе, в первую очередь, любим только лишь потому, что нам с этим человеком хорошо. Всех остальных мы не любим, все окружающие нас люди – чужие для нас…  За что их любить? Да и мужей своих, и жен своих спустя лет десять мы любить перестаем. А за что их любить? Но  христианская любовь, о которой говорит Спаситель, евангельская любовь,  как раз обращена вовне, на человека, она обращена даже к человеку постороннему. Евангельская любовь – это любовь не благодаря, а вопреки. Не за что-то любят человека… 

Почему в наше время распадаются семьи? А потому что каждый думает сам о себе. «Если бы не ты, я бы себе такую карьеру построила!...Ты мне всю жизнь испоганил, зачем я за тебя замуж вышла? Должна теперь с ребенком и с пеленками возиться!»   «Я не реализовал себя, потому что ты такая и сякая. Потому что ты мне не даешь даже с друзьями пива попить. За что тебя любить? Я с тобой несчастен». Так вот поживут-поживут годик-другой и разбегаются. Еще не так давно, хотя были времена без веры, но христианские ценности тогда были еще живы, как основа нравственности. Понятия жертвенной любви и ответственности еще оставались в людях.  А сейчас и это уже кануло в Лету. Поэтому и распадаются семьи. Потому что живем, в первую очередь, для себя.  

Общество потребления говорит нам: «Бери от жизни все! Наслаждайся, получай удовольствие!» Все тебе: развлекательные центры,  ночные клубы – веселись, пока молод, радуйся, танцуй, пляши… И неважно, что потом тебя в жизни ждет пустота. И неважно, что в жизни своей ты так и не научишься любить и к старости своей превратишься в духовного калеку. «Бери от жизни все!» Вот и берут от жизни все, что можно и что нельзя, и молодые люди, и девушки. И никто не думает, что счастье в другом, счастье – в любви, искренней, истинной, настоящей, евангельской, христианской. Невозможно жить, не любя. Потому что это уже не жизнь, а пустое времяпрепровождение. Это просто сжигание калорий и уничтожение пищи. И износ одежды… Все это пустое. Если человек недостоин любви, он не достоин Царствия Небесного. Человек  живет бессмысленно, если он не имеет любви к людям.

«Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный!» - так говорит сегодняшнее евангельское чтение.  Нам, дорогие братья и сестры, необходимо подражать Богу. Какую высокую планку нам ставит Спаситель! Но без этого наша жизнь теряет смысл…

Мы с вами должны, просто обязаны познать евангельские истины и сделать их нашим образом жизни. Как это сделать?  Надо начинать с самого простого. Для того, чтобы возлюбить ненавидящего тебя, и благословлять проклинающего тебя, нужно начать с самого простого. Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и всею душою твоею. И возлюби ближнего твоего,  как самого себя».  Так вот, дорогие братья и сестры, пока мы не научимся любить ближнего своего как самого себя, у нас ничего в жизни толком не получится. Потому что, как сказал Спаситель, «ка?к хотите, чтобы с вами поступали люди, та?к и вы поступайте с ними». Нам хочется, чтобы нас обижали? Никому не хочется! Нам хочется, чтобы на нас жалобы писали? Не хочется! Нам хочется, чтобы про нас гадости и сплетни рассказывали? Нет, конечно!..  Так что ж ты сидишь у подъезда и сплетни распространяешь? Что же ты ждешь, чтобы тебя муж любил, а сама его не любишь? Ты же за него замуж по любви выходила... Тебе хочется, чтобы тебя били? Не хочется! Что же ты руку на жену свою поднимаешь?

Начать надо с самого простого - полюбить самого близкого.  Мужа своего, отца, мать свою. Жену свою возлюби, она тебе детей родила, а ты на сторону смотришь! Она, действительно, на тебя и детей жизнь свою положила, а ты занимаешься непонятно чем, с друзьями шатаешься неизвестно где…

Полюби отца своего. Почему ты его не любишь? «Да потому, что он нас в детстве бросил». Да, это так, но только за этот грех он сам еще будет отвечать. Но только заповеди-то Богом даны нам, и там четко сказано: «Чти отца своего и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Разве сказано в этой заповеди: «Чти отца твоего, если он не пьяница, а если пьяница, то не почитай»? Не сказано. А сказано там: «Чти отца своего, если он тебя не бросил, а если бросил, то не почитай!»? Сказано так? Нет, не сказано… А про мать? Мать-то любить нам легче, мама всегда при  нас, кукушки встречаются редко. Но, тем не менее, маму-то по-настоящему любить мы не можем. Вот спрошу: «Когда ты маме своей звонил? Когда ты к ней заходил?»   Она одна живет… Когда деньги нужны тебе «до получки», вот тогда ты бежишь. А почему ты к ней просто так не заходишь? Почему ты ее любишь только на расстоянии? Все такие – что дочери, что сыновья. Любим, потому что они наши мамы. И считаем, что они  нам обязаны помогать. Ты уже сам скоро дедушкой станешь, а все у мамы силы берешь, вместо того чтобы поддерживать ее и помогать ей жить. Какое же это почтение? 

Можно говорить, что вы любите весь мир, но это неправда! Нельзя объять необъятное. Только научившись по-настоящему любить близких,  можно начинать учиться любить других людей, неблизких тебе. Ведь это очень непросто – посторонних тебе людей любить. 

Как, вы спросите,  заставить себя любить мужа, если любовь ушла? Заставь! Любовь – это не то, что уходит и приходит! Любовь – это дар Божий. Проси у Господа этот дар, чтобы он вернулся к тебе. Заставляй себя. Учиться любить – это большой труд, огромный, каждодневный. Любовь – это не страсть, это не влечение. Настоящая любовь приходит спустя годы, если муж и жена прожили много лет вместе. Неслучайно пословица старинная русская говорит: «Стерпится – слюбится». Ведь замуж выходили и женились не по любви. А спустя какие-то годы, может, десять, пятнадцать лет уже и жить друг без друга не могли. А все потому, что постепенно обретали нелегкий опыт, учились любить. И еще раз повторю: любовь – дар Божий, который необходимо заслужить большим трудом. 

Надо себя заставлять любить окружающих. Надо через силу это делать, через колено себя ломать… Вот сделали человеку операцию полостную. И на следующий день на ноги поднимают: «Давай шагай!» Он: «Ой, не могу, больно!» «Давай, давай шагай, иначе спайки появятся! Иди, иди!» Врачи силой заставляют. Швы еще не сняли, но надо ходить. Иначе не получится… Так и здесь тоже. Через «не могу». Вот с возрастом: посидит-посидит дедушка или бабушка часа два в кресле, встанет: «Ой, не могу идти, ноги застыли, не ходят». Заставлять надо себя через силу – пошел, пошел, пошел. И пошел, и расходился. Все надо через силу делать. Вся наша жизнь – это принуждение себя через силу. В школу пошел ребенок. С чего начинается? Со слез. Заставляют палочки писать, какие-то закорючки.  Он слезы утирает, а ему говорят: «Пиши через «не могу». Если не заставлять, из него двоечник получится. Надо заставлять. И так вся наша жизнь – через «не могу» и «не хочу». Силой! Утром поспала бы, да надо вставать, завтрак готовить, семью кормить, на работу идти. Встаешь! А с младенцами? Спать хочется, а ты через силу ходишь всю ночь, он плачет, не спит, и ты с ним вместе. Через силу.  

Все хорошее в жизни совершается через «не могу», все плохое – легко дается. 

Так давайте будем себя заставлять. Иначе – какие из нас христиане? Так, недоразумение сплошное…

Евангелие написано для нас с вами. Оно для нашей жизни, это инструкция для нас, если хотите. Так давайте учиться и жить по-евангельски. 

 

18 октября 2020 г. Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия  в Неделю 19-ю по Пятидесятнице в Храме во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Чебоксары.

Дата публикации: 18.10.2020

ВКонтактеМой МирОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •