Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Занятия по духовно-психологической реабилитации в ЛИУ№7 УФСИН России по Чувашской Республике

По благословению председателя объединенной Комиссии по тюремному служению Чувашской митрополии протоиерея Алексия Павлова была опробована новая форма миссионерской работы в лечебно-исправительном учреждение №7 УФСИН России по Чувашской Республике.

Не совсем обычный цикл занятий по духовно-психологической реабилитации был проведен врачом-реабилитологом Николаем Николаевичем Исмуковым, преподавателем основ Православия, автором книг о неформальном подходе к реабилитации зависимых.

 

Об этом расскажет сам автор.

 «Одной из главных задач лечебно-исправительного учреждения №7 является реабилитация осужденных женщин, больных алкоголизмом и наркоманией. Наркологи всего мира признают, что наиболее действенной формой реабилитации зависимых является реабилитация духовная, и что почти все случаи исцеления «безнадежных» наркоманов и алкоголиков связаны с их обращением к вере, а если быть более точным, с воцерковлением зависимого.

В то же время, ни для кого не секрет, что происходит это крайне редко. Почти то же самое можно сказать и о близких зависимого.

Почему же люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и особо нуждающиеся в укреплении и утешении, то есть те кто, казалось бы, созрел для Церкви, редко встают на путь воцерковления?

 Мой опыт работы с зависимыми и их близкими говорит, что причина этого явления заключается не только в общечеловеческой гордости и лени.

Для современного материалистически воспитанного человека, очень часто барьером на пути к Церкви, становится его неготовность восприниматьдуховные понятия, на которые опирается в своей речи священник или миссионер.

Самый простой пример. Понятие «нечистой силы» настолько вытеснено из умов, что услышав слово «бесы»от миссионера, неподготовленный современный человек вероятнее всего в дальнейшем будет смотреть на него как на сказочника. Контакт между ними наверняка будет потерян.

Под словом «страсть» современный человек подразумевает совсем не то, что священник, для него страсть имеет скорее положительный оттенок, это «адреналин», которого не хватает цивилизованному человеку. Цитаты из Евангелие, авторитетом которых миссионер подкрепляет сказанное,неподготовленного человека чаще всего не только не впечатляют, но и настораживают. Для него нет разницы между духовным и душевным, священник не является носителем благодати, а Таинства – всего лишь ритуал.

Большинство церковных терминов и понятий современный человек воспринимает как архаизмы, либо вкладывает в них совсем иной смысл. Употребляя их без подготовки уже в первой беседе, миссионер рискует надолго отпугнуть человека от Церкви.

 По моему опыту прямой путь не самый надежный, особенно в случае с зависимыми людьми. Большинство из них нуждается в предварительной подготовке или промежуточной ступеньке. К сожалению, священники не всегда имеют возможности для работы, учитывающей степень готовности человека.

В этом им может помочь православный врач или психолог. При определенном навыке в течение нескольких занятий он может деликатно, не круша собственных установок человека, подготовить его к принятию православного миропонимания.

 Задача облегчается тем, что на первоначальном этапе врач имеет больше возможностей для налаживания контакта с зависимым и увеличения степени его доверия. Почти не касаясь духовных вопросов на первых занятиях, он может познакомить зависимого с физиологическими и психологическими уровнями формирования зависимостей. А так же с причинами их малой чувствительности к лечению методами медицины и светской психологии. Эти темы живо интересуют большинство зависимых.

Заинтересовав человека, православный врач может постепенно перейти к освещению «механизмов» целебного действия духовной работы на зависимость и личные психологические проблемы. Сделать это возможно не только в теории, но и на практике.

Для начала можно обучить зависимого приемам психологической самопомощи. После того как он почувствует проблески душевного облегчения, православный врач может объяснить,включение каких духовных законов стало его причиной. Врач может показать, что все психологические приемы, приносящие облегчение, есть ни что иное, как скрытая форма молитвы. Уже затем он может объяснить вторичность и ограниченность психологических приемов по сравнению с настоящей полнокровной молитвой.

Действие некоторых духовных законов зависимый может прочувствовать в себе и осознать, хотя бы на самом простом психологическом уровне; что–то понять на примерах из собственной жизни, проанализированных вместе с врачом.

 Таким образом, православный врач имеет возможность подготовить зависимого к пониманию подлинного смысла большинства православных терминов и понятий. И показать какая польза для него и его состояния кроется в каждом наставлении Православной Церкви. Конечной целью должно стать осознание зависимым, что воцерковление – это самая полная и высшая форма наркологической помощи.

 Описанный подход, для которого подходит название «Промежуточная ступенька», я использую много лет для индивидуальной реабилитации зависимых, он же лег в основу моей книги «Неформальная наркология».

Первый курс «Промежуточной ступеньки» из 15 групповых занятий с осужденными показал его высокую востребованность (и отдачу) особенно в условиях заключения. Занятиями было охвачено 2 отряда ЛИУ-7; планируется провести курсы для всех отрядов и сделать их непрерывными и повторяющимися, учитывая специфику ЛИУ-7 (относительно быстрая сменяемость осужденных).

Подобный подход может быть использован для работы не только с зависимыми, но и с любыми заключенными, которые признают себя нуждающимся в психологической поддержке.

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по работе с молодежью
  • Епархиальный отдел по миссионерскому служению
  • Епархиальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • ВАРНАВА митрополит Чебоксарский и Чувашский
  • СТЕФАН епископ Канашский и Янтиковский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •