Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
О семье и воспитании

Семья - это основа для формирования человека и общества. Единство супругов, атмосфера любви и взаимопонимания, верность и призывание Божьего благословения - присутствие благодати – позволяют преодолеть все испытания и невзгоды.
Но сегодня, к сожалению, ситуация в современной семье подчас трагичная. Единство разрушается, разбивается на осколки все, что, может быть, строилось и созидалось годами, оказывается не нужно. Вместо единого центра притяжения вдруг оказывается два, пытающихся подчинить один другого. Сначала возникает скрытое противостояние, затем оно прорывается конфликтами и в итоге приводит к разрыву. Как тут не вспомнить слова, сказанные Господом: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Сегодня количество разводов порой превышает количество заключенных браков.
Институт брака в современном обществе теряет те главные точки опоры, которые и дают возможность раскрыть дар жертвенной любви единство двоих, раскрыть дар отцовства и материнства. Современному обществу навязывается представление, согласно которому брак - одна из форм получения удовольствий, приятное сожительство, но никак ни несение креста, и создание малой Церкви. Однополые семьи, ювенальная юстиция, суррогатное материнство, где тайна брака (а о браке в писании сказано, что "тайна сия велика есть") выносится за скобки, зачатие может быть в пробирке, можно выбрать даже пол будущего ребенка.
Теряет свою стержневую основу вопрос творчества, постоянного созидания, воспитания в браке – воспитания супругов друг другом и воспитание детей. Бог тоже выводится за скобки брака. Человек сам хочет решить все вопросы, но гипертрофированная самость приводит в тупик. Самость начинает взращиваться еще с детства, и это опять к вопросу о семье и воспитании. Получается некий замкнутый круг, круг страстей, передаваемых из поколения в поколение, и разорвать этот круг может только благодать Божия. В тех семьях, где есть вера надежда и любовь, эти три столпа добродетелей, там нет трещин и разрывов, нет постоянно кровоточащих ран разрывающегося единства. Посмотрите, ведь в семьях верующих нет наркотиков, пьянства, абортов, измен и других пороков, разрушающих семью. Семьи верующих крепкие и многодетные. Потому что там живут не для себя, а для Бога.
Служить Богу своей жизнью - это залог счастья человека. В тех семьях, где главным является не служение Богу, не исполнение Его заповедей, постепенно оформляется другой полюс с центром притяжения: это сам человек, служение себе и в итоге обожествление себя (но без Бога). В этом подходе нет ничего нового. Издревле эти два полюса формируют цивилизации, общественные формации, отражаются в культуре, философии, политических и социальных течениях и направлениях. В соответствие с этими двумя полюсами формируется либо гедонистический тип цивилизации (гедонизм – стремление к наслаждению), либо сотериологический (сотериология – спасение души). Несмотря на то, что верующих всегда меньшинство, именно они являются закваской общества, светом миру, как сказано в Евангелии. Однако гедонизм и утилитаризм (господство практической пользы) в разных обличьях нередко оказывается в истории различных обществ на гребне волны. В основе гедонизма лежит гордость и эгоизм. Удовольствие становится самоценным, к нему стремится и за него хватается человек.
«Расслабься и наслаждайся!» – но как можно в таком состоянии чего-то добиться. Чтобы добиться чего-то в любой области, нужен труд и дисциплина, а это никак не вяжется с расслаблением. Удовольствие, к которому стремится душа, является результатом труда, является удовлетворением от проделанного труда. Действительно, высоких переживаний в жизни не так много и они не так часты. Даже если взять любовь в семье, это тоже постоянный труд, творческий труд по возделыванию семейного пространства.
А вспомните влюбленность, наверняка многие из вас ее переживали в своей жизни. Да, влюбленность приподнимает над обыденностью, возвышает, облагораживает, но это такая энергия, которая полностью захватывает человека. Если долго жить на этом подъеме чувств и на пределе своих переживаний, то душа истощится. Поэтому каждая душа переживает любовь по мере своих сил и вложенного труда. Аванс влюбленности проходит, чтобы семейная пара знала, к чему стремиться, и трудилась в этом направлении. Идея современного потребительского общества - убрать Бога, нравственное направление усилий, убрать труд и оставить только плоды труда. Законным порядком это не получается, поэтому идут через черный ход. А как сказано в Евангелии: «Кто не дверью входит, а перелазит инуде (то есть идет через черный ход, заходит тайно), тот вор и разбойник» говорит Господь в Евангелии от Иоанна (10,1). Яркое отражение такого устроения души – жизнь наркомана, алкоголика, компьютерного игрока, блудника, бандита, преступника и т.д.
Современное общество в своих стремлениях еще не огрубело до такой степени, оно более изобретательно и изыскано в проявлениях культуры, творчества, самореализации, но в своей глубине направление движения совершенно идентично. Стремление взять от жизни все, выжать ее, получить максимальное количество удовольствия в некий отрезок времени – вот что характерно для современного человека. А люди вокруг или способствуют этому, или мешают, то есть рассматриваются уже в контексте моего удовольствия. Такого человека коробит от слов "служение", "жертвенность", "дисциплина". Семья как необходимость служения и постоянства тоже вызывает раздражение.
Если представить себе человека с таким устроением души в семье, то ясно, что он приносит в семью не единство, а разделение, нарушает хрупкую свободу любви двоих, подчиняя волю другого и превращая жизнь другого в мучение. А если мы представим, что в семье оба - он и она - обладают подобным мировоззрением, то тогда мы получим ответ на вопрос: почему у нас сегодня количество разводов превышает количество браков. Бог таким образом воспитывает людей, чтобы гордый мог увидеть свою гордость в другом как в зеркале - к гордости притягивается гордость, а к добродетели – добродетель. Блудник найдет себе подругу жизни тоже не отличающуюся благочестием. Но больше полугода они вряд ли проживут вместе. Произойдет охлаждение, страсть будет требовать чего-то нового, и так, опустошая свою душу, оба отправятся в новые поиски, вдохновлённые романтической мечтой, что лучшее обязательно впереди, оно ждет, манит, зовет в эти неизведанные дали, в эти долины благополучия и удовольствия, ведь «я этого достоин!»
А где в этих планах Бог, какое место Он занимает? Бог далеко. Ему не до меня, а я, вообще-то человек неплохой, никого не убивал. К Богу обращаются в таком заблуждении только тогда, когда лопается очередной мыльный пузырь, и когда человек сам не может справиться с болью разрушенных надежд. Иногда боль заставляет задуматься о жизни, о себе, о Боге, пересмотреть ценности и направление движения.
Как избежать подобной судьбы для своих детей, как помочь им создать крепкую семью, где будет любовь верность и детский смех? Руководствуясь православной верой, человек разрешит все свои противоречия и найдет правильные решения жизненных задач. Но родители должны прилагать усилия, чтобы с детства прививать веру, своим примером показывая детям, как она может руководить в жизни. Вера для ребенка должна быть не набором знаний, системой запретов и разрешений, а инструментом для решения жизненных задач. Родители должны учить пользоваться этим универсальным инструментом. Вместе с ребенком пропускать через призму веры все его детские цели, планы, увлечения, проблемы. Даже то, что проходят в школе, дома должно быть переосмыслено через призму веры. Я имею ввиду, конечно, прежде всего, такие предметы, как история, литература, музыка, искусство, философия. Взять, допустим, историю. Ведь история - это не только набор дат, войн, сражений, побед и поражений, это не только цари, императоры, правившие каждый в свое время. Урок истории призван развивать чувство истории, развивать историческую память, учиться брать пример с людей, живших в прошлом, перенимать идеалы, которыми руководствовались предшествующие поколения. Оценка ребенком жизни должны, прежде всего, исходить от дома и Церкви, а не от школы. Но для этого нужно постоянно держать руку на пульсе воспитания, иначе инициативу перехватит кто-нибудь другой, допустим сверстники из класса или двора. Родители должны учиться быть авторитетом для своих детей, они призваны постоянно носить их в сердце, и не просто переживать за них, чтобы с ними ничего не случилось, а молиться, чтобы они направлялись на хорошее, полезное и нужное. Помимо молитвы должно быть и участие в их жизни. Знать, чем интересуется ребенок, чем увлекается, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет. Интересоваться кругом друзей, и жизнью за пределами семьи. Особое внимание и контроль должны быть за телевизором. Ведь именно телевизор формирует эгоистическое мировоззрение. Катиться под гору гораздо легче, чем взбираться на гору, но надо помнить, что с нами Бог, и как сказал апостол Павел: «Я все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Именно во Христе мы обретаем ту глубину человеческой жизни, которая связывает нас с Творцом, а значит, наша жизнь обретает смысл, выходящий за границы этого временного мира, значит наша жизнь наполняется вечностью, человек связывает в своих земных трудах земное и небесное, и только это может принести ему полноту жизни. Несмотря на то, что западная культура тоже формировалась под влиянием христианства, однако христианства секулярного, обмирщенного, христианства протестантского, лишенного мистики, созерцания, подчиненного земной деятельности.
В недрах протестантского христианства рождается капитализм как идеология жизни. Притча о талантах понимается буквально, чем больше талантов (а в древности это была очень большая денежная единица), тем ты более угоден Богу, и трудами по преумножению богатства ты служишь Богу. В итоге такой подход формирует культуру и мировоззрение. Нам, обладающим глубинами православия, очень сложно понять это скольжение по поверхности.
Вот отрывок из одной американской книги начала 20 века, где говорится о воспитании дочерей. «Учите их приготовлять здоровые, питательные кушанья. Учите их шить, гладить, чулки штопать, пуговицы пришивать, себе самим платья делать и белье. Учите их хлебы печь, потому что благодаря хорошей кухне меньше на аптеку денег выйдет. Учите их, что доллар имеет 100 центов, и что бережлив только тот, кто расходует меньше, чем получает; и что, наоборот, все, расходы которых больше прихода, по необходимости должны обеднеть. Учите их, что на наличные деньги сшитое ситцевое платье сидит на теле гораздо красивее в долг сшитого шелкового. Учите их самих закупки делать и счета проверять. Учите их, что образ Божий сильною шнуровкой можно только повредить. Учите их садоводству и отыскиванию радостей в свободной Божией природе. Учите их, что прогулки пешком несравненно приятнее увеселительных поездок и что цветы полевые, если всмотреться в них, удивительно прекрасны. Учите их, что счастье не в браке и не во внешней роскоши, не от денег мужа оно зависит, а единственно от начал веры, которым следуем, и от своего характера. Если вы все это внушите им, и они согласны будут с вами, тогда успокойте себя выдачею их, с наступлением времени для того, замуж; а там они уже сами найдут свою дорогу».
А вот для сравнения мысли православного философа Ивана Ильина: «Душа ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю не иссякающую пошлость повседневной жизни священные следы и таинственные уроки Всевышнего, воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь обновляться духом ума своего. Итак, самое важное в воспитании — это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни — источник силы и утешения в его собственной душе. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного — от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды... Но пусть никогда ребенок не будет для родителей игрушкой и забавой; пусть он будет для них нежным цветком, который нуждается в солнце, но который так легко может быть незаметно надломлен. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине».

Автор - иерей Максим Курленко

ВКонтактеМой МирОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •