Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Субкультуры

Молодежные субкультуры
В молодежной среде субкультуры - явление сегодня привычное: геймеры, фанаты, рокеры, готы, эмо, рэперы, хиппи, растаманы, гопники, есть криминальные субкультуры, ролевики, те кто увлечен аниме, скин хеды, байкеры, и тд. У каждой есть свои лидеры, музыка, одежда,  манера поведения и самовыражения, ценностные ориентиры.
 История субкультур.
Появление Блюза, джаза, Рок-н-ролла Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии
 Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи, также молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников.
На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. Это — пацифизм и легализация марихуаны.
В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость.  Последние  же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов.
В те же 80е в Нью-Йорке появляется хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.
90-е годы породили эмо-кидов и киберпанков. Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения, а кибер панки, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.
Субкультура  и этнос.
Некоторые современные исследователи, психологи и культурологи придерживаются даже идеи, что понятия «субкультура» и «этнос» имеют общие признаки: и первый, и второй представляют собой исторически сложившуюся устойчивую социальную общность, «особую культуру и специфическую картину мира». Как у этносов, так и у субкультур отличительные признаки могут проявляться в языке, искусстве, быте, психологии, поведении, внешности и т.п., субкультура помогает подростку определиться с самоидентификацией.
 Почему уходят? Характеристики субкультуры.
В связи с интенсивным развитием общества, опыт отцов зачастую неприменим для детей. У молодого человека нет необходимых знаний, духовных и моральных сил, а если к тому же у него нет четких нравственных ориентиров, заложенных в семье, то жизнь может стать плаванием по безбрежному океану на судёнышке без управления и знания цели. Выжить в этих сложных условиях, выработать смысловую и мировоззренческую структуру, совместными усилиями разрешить стоящие перед молодым человеком задачи помогает субкультура. Это своего рода тихая заводь и бухта среди вод океана, в которой он спасается, когда семья не может помочь решить его проблемы. Здесь удовлетворяется его потребность в формировании представлений о мире, в выработке ценностей.
Но субкультура – это еще и альтернативная система координат, выполняющая роль компенсации: молодые люди, совершенно не успешные и слабые в большом мире, в субкультуре могут стать героями или получить признание. Это важно для молодого человека, вступающего в мир.
 Общность с единомышленниками дает молодому человеку ощущение силы, которого он не имеет в одиночестве. Это один из важных мотивов принятия субкультурной среды – внутреннее одиночество, далее потребность в друзьях, конфликты на учебе,  дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры.
С позиций культурологии, субкультура - есть среда, в которой осуществляется поиск социального статуса. В психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире, а субкультура предлагает все средства для удовлетворения этих поисков. В этой среде молодой человек получает возможности свободы в собственном поведении, самовыражении; в высказывании своего несогласия с репрессивными и регламентирующими способами человеческих взаимоотношений и поиска им альтернатив.
Кризис института семьи и семейного воспитания
Вообще, вопросы социализации призвана решать семья. Но подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.
Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к отчуждению того мира, в котором живут взрослые.
Безусловно, что упущение семьи в том, что не семья становится источником социализации молодежи, а именно субкультура. Под социализацией понимается усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Можно отметить несколько характерных черт российских молодежных субкультур:
- Вестернезация
Это преимущественно развлекательная направленность.«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.
- Приоритет потребительской ориентации.
Узкий круг интересов,  групповые стереотипы,  это приводит к ограниченности в формировании и развитии личности.
- Противопоставление Мы - Они, свои-чужие.
В одежде членов субкультуры проявляется разделение мира на «добро – зло», «мы – они», «свои – чужие». И маркировочной полосой этого разделения являются ценности субкультуры. «Своими» являются те, кто принимает ценности субкультуры, «чужими» – весь оставшийся мир.
- Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.
По нескольким признакам, в частности по такому как мы-они (остальной мир) субкультура похожа на секту. Но только лишь похожа. Ее никак нельзя сравнивать с сектой хотя бы потому, что секта обязательно должна иметь стержневое вероучение, субкультура же может его не иметь (и как правило не имеет), а значит, не обязательно религиозна.
Духовная сторона вопроса
И вот тут я бы хотел поразмышлять над духовной стороной этого вопроса. Нельзя рассматривать субкультуры только на уровне социального среза, то есть взаимоотношений в обществе и отношения к общепринятым нормам общества. Если попытаться глубже взглянуть в область духа то видно что, как правило,идея субкультуры вращается вокруг человека и его потребностей. Эгоцентричность  - лежит, пожалуй, в основе практически всех субкультур. Субкультура ограничивает круг, спектр переживаний знаний, происходит концентрация вокруг собственного Я, это мешает развитию личности и, безусловно, не является позитивным для подростка. Нет ни одной субкультуры, где культивировалась  бы любовь, чистота и жертвенность. Но напротив,  часто можно встретить пропаганду греха, оправдание греха, романтизацию греха. И это уже не только бунт против общепринятых норм, но сопротивление Богу. Ряд молодежных субкультур с презрением относится к своей человеческой природе, к тому, что им дано от рождения. У готов, допустим, часто встречаются образы вампиров-полумертвецов, пришельцев преисподней, общепринято у них времяпрепровождение своего досуга на кладбищах, налицо романтизация смерти, темных сил. Человек вместо того, чтобы искать Царствие Небесное, к чему собственно и призван, привыкает жить в аду. Эта темная и опасная бездна чарует детей своими тёмными загадочными глубинами и эта субкультура может быть опасной для юной неокрепшей души...
 
Любая субкультура - это разрешение главного вопроса – взаимоотношения человека и Бога, вопроса о смысле жизни, о своем месте в этом мире. Обычно ответ на этот вопрос помогает найти традиционная культура. Но когда традиционная культура не авторитетна, подросток ищет ответы в субкультурах и принимает существующие в этих субкультурах стереотипы. Иногда субкультура стоит в оппозиции к миру, в позиции обиженных и отверженных. В этих взаимоотношениях человек как бы говорит миру и Богу «я обиделся на тебя» (субкультура готов и эмо), и он живет с этой обидой с этим унынием. Привыкает к этому депрессивному состоянию, и оно даже начинает ему нравиться, хотя оно противоестественно для души. Это наиболее опасные, деструктивные субкультуры, именно они провоцируют подростковые суициды. Или главенствующим состоянием может быть ненависть к другим (скинхеды), тщеславие и гордость (рэперы) и т.д.
Каждая субкультура задевает одну или несколько страстей. Вспоминая евангельские слова Христа «По плодам их судите их», можно увидеть эти плоды, и прежде всего, плоды состояний души, в которых пребывает тот или иной представитель субкультуры.

Положительные стороны.
Но если поискать, можно найти и положительные стороны в многоголосном звучании молодежных субкультур. Умный молодой человек ищет ответы и субкультура зачастую выступает как стартовая площадка, как один из этапов взросления и самоопределения. Именно этот поиск смыслов и ориентиров может задавать положительный вектор развития и наполнять содержанием продукты некоторых субкультур. Так, рок-субкультура некоторыми своими гранями может формировать как среду религиозного поиска. Формирование на нашей почве этих западных направлений в лучших своих образцах дает плоды, отражающие ментальность русского национального сознания. В зависимости от содержания произведений рок-субкультура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности. Это же можно встретить и в некоторых образцах рэп-субкультуры.
Попав на русскую почву, они не являются каким - то слепым подражанием, а некоторой прививкой, вскоре давшей такие всходы. Ценности Запада были во многом переработаны, переосмыслены в русле русской ментальности. При этом немалую роль имело и Православие. Об этом говорит, например, Юрий Шевчук, говоря, что рок стал частью мировой музыкальной культуры и решает серьезные проблемы искусства - быть или не быть, что делать и так далее, есть ли Бог, верить или не верить.
Что такое культура?
Культура народа, или, скажем, совокупности народов как некоей цивилизации имеет некоторые характерные черты. Культура - это воспитание, возделывание, и в основе этого воспитания лежат идеалы человечества. Они раскрывают все самое прекрасное, что есть в человеческой душе. Настоящая культура созидательна. Базисная культура нашего народа сформирована в значительной мере под влиянием Православия. Этот культурологический факт, я думаю, сегодня признают православные и неправославные, верующие и неверующие. И молодой человек так или иначе погружен в контекст культуры своего народа, для большинства наступает момент, когда костюм выбранной субкультуры становится тесным, душа просит большего. Человек взрослеет.
Интересно, что в традиционном дореволюционном обществе никаких субкультур не было, во-первых, ввиду сильного положения традиционной культуры, а во-вторых, поскольку не было «молодежи» в нашем понимании. Ребенок – отрок или девица – сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж (или свекор) распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников. Юноша 15 лет верстался на воинскую службу – так заканчивалось детство. Подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно – каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной «государственной идеологии» или «национальной идее»: чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда гарантировало от непатриотического или эгоистического поведения.
Сейчас стремительно меняется мир, меняется общество и информационное пространство. Подростку непросто найти себя в этом мире, тем более, этапы взросления больше жестко не регламентируются обществом, поиски смыслов затруднены отсутствием единых, общепринятных авторитетных ответов. Как говорил патриарх Кирилл, «задача Церкви состоит в том, чтобы духовно оплодотворять любую субкультуру, за исключением, конечно, антикультур». То есть тех культур, которые разрушают личность и нравственное начало.  
Исходя из вышесказанного очевидно, что некоторые субкультуры могут помочь в поиске жизнеутверждающих ориентиров, ведь они дают простую и понятную ребенку систему координат и определенную поддержку группы. Эти положительные моменты помогают установить открытый и искренний диалог с ищущими и думающими представителями молодежных субкультур. Помочь молодым людям пройти трудный процесс взросления, самоопределения, социализации и выйти на новый уровень личностного развития, когда оппозиционная узкая ниша субкультуры и альтернативная шкала успеха внутри группы становится ненужной. Подросток взрослеет и смело открывает мир во всем его многообразии.

Священник Максим Курленко

ВКонтактеМой МирОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •