Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Христианин в современном мире

Я бы хотел поговорить о Церкви в современном мире. О тех духовных препятствиях, с которыми сталкивается христианин сегодня. О проблемах духовной жизни в контексте парадигмы современного мира. Проходят годы, десятилетия, столетия, меняются общественно-политические формации, идеи социального устройства, но не меняется устроение человека - те же страсти и те же добродетели; тот же Бог и тот же дьявол. Истина и правда божия остается одной и той же и она открыта людям через Христа и во Христе, в созданной Им Церкви. Церковь не может быть на обочине общественной жизни, не может быть одним из путей, одной из философских идей и концепций. Она есть путь главный и единственный. Поэтому-то Церковь и ненавидят те, кто предлагает некую альтернативу мироустройства и целеполагания. Ради чего жить, куда стремиться и как этого достигнуть? Несмотря на то, что Церковь не обладает способностью отстаивать свои идеи силой административного аппарата, она отстаивает свои идеи силой слова, примером своего учителя, своих последователей, и несмотря на гонения и попытки уничтожить церковь, они, эти попытки, всегда разбивались о камень веры. Будь это в самом начале существования церкви во времена римской империи или во времена последних гонений в 20 веке, церковь и веру не удается сломить. Проходят года, сами мучители и гонители христианства перемалываются жерновами созданной ими машины гонений, но Церковь, несмотря на принесенные жертвы, вновь возрождается. Почему? Потому что возрождающая сила, которая есть в Церкви, не придумана людьми, она дана Богом. Все, что придумано людьми со временем распадается, меняется уходит как песок сквозь пальцы. Вспоминаются слова из Евангелия - "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16), или слова, сказанные Гамалиилом в синедрионе - "И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян. 5).Но находятся новые лидеры, которые поднимают знамя новых идей, идей богоборческих, пытающихся обожествить человека, освободить его от Бога и от совести, и Церковь для них является врагом и камнем преткновения. Борьба с Церковью вновь набирает обороты. Меняется только форма противостояния, но это противостояние с Церковью идет все время. Если правящий режим антицерковен - уничтожают за счет силы власти и административного аппарата, если правящий режим лоялен Церкви, то враг пытается расколоть церковь изнутри, внедряя лжеучения, ереси, расколы и т.д. "Настанет время - как говорил Феофан Затворник - когда будет столько вер, сколько голов". Все это конечно от гордости, именно гордостью расщепляется единство, именно гордостью сеется вражда, зависть, превозношение, размывается дух той жертвенной любви, которой Церковь и была создана. Но, несмотря ни на что, Церковь призвана свидетельствовать о Боге, истине и о Христе. Церковь не может быть на задворках общественной жизни, она призвана быть светом миру - по словам Христа  - и солью земли.  И сегодня Церковь сохраняет общество своими традиционными и консервативными ценностями. Помимо веры Церковь учит жить верой, она формирует не сухие догматы, а мировоззренческую концепцию, универсальную концепцию жизни. Помимо вопросов вероучительного характера, Церковь призывает общество жить верой, совестью, заповедями, сохраняющими человека в человеке и раскрывающими образ и подобие Божие. Церковь формулирует свою позицию в вопросах семьи, зарождения жизни, абортов, эвтаназии, эко, она примиряет враждующих, как когда -то во времена княжеских междоусобиц древней Руси все завершалось примирением в Церкви и целованием креста, так и в наше время посредничество в переговорах между враждующими сторонами в октябре 1993г. Церковь говорит, что государство не должно ограничивать личную свободу и тотально контролировать каждого человека. Человек - это не винтик и механизм, который использует машина государства, а человек - свободная личность, в которой присутствует образ Творца. Государство призвано создавать такие условия различных сфер жизнедеятельности человека, чтобы в нем раскрылся Образ Божий, чтобы раскрылись самые прекрасные качества души, заложенные Творцом. Важно при этом чтобы эти качества души были востребованы в обществе, то есть создать такую среду в обществе, где бы главным ориентиром были законы: веры, добра, справедливости, милосердия, любви к ближнему -  приоритета духовного над материальным, вечного над временным. Итак, миссия Церкви -  не только служить Богу, но и служить миру и человеку. Но при этом, если человек называет себя православным верующим, то и он, как часть Церкви, должен служить Богу миру и человеку. Часто проблема современного верующего человека заключается в том,  что он отделят себя от церкви. Вот Церковь должна, вот она не права, вот тут надо поменять то или другое, но при этом, высказывая различные суждения по вопросам устроения Церкви, ее позиции по тем или иным вопросам, человек, называя себя верующим и принадлежащий к РПЦ, крестившийся в РПЦ, рассуждает как бы со стороны, не нагружая себя ответственностью и своим вкладом в миссию Церкви. Да, и сейчас как и в древности Русь крещена, но не просвещена, не просвещена ни основами веры, ни духом жертвенной любви и единства. То, что сегодня нет единства, общинности, тоже проблема современной Церкви. Мир разобщен, люди одиноки. Человек замыкается на себе, и это одиночество отличается от одиночества схимника, который молится от избытка любви даже за весь мир. Одиночество современно человека лишено молитвы, которой он преодолевает свое эго, это одиночество зациклено на себе, растеряны благодатные силы, дающие видение просторов и горизонта за пределами своего я. Хватило бы сил для себя, для своей жизни, для решения своих проблем, а проблем не меньше, разрешилась одна, вместо нее две новых,  так груз нерешенных проблем и жизненные тупики зацикливают внимание и силы души только на себе. Но от этого одиночества нет полноты, нет удовлетворения жизни, наоборот тяжесть невидимого пресса создает постоянный фон раздраженности и бесплодной озабоченности. Безусловно, что эта особенность одиночества проявляющаяся в современном обществе отражается и на обществе верующих. Жизнь Церкви и приходская жизнь сегодня тоже теряют монолит единства - дух первой христианской общины. Много людей можно увидеть на службе в больших городских храмах, но все эти люди, как правило, не знают друг друга, они просто пришли на богослужение и этим богослужением заканчивается приходская жизнь. Не везде конечно, есть дружные приходы, но как правило, верующие тоже одиноки. Одиноки в поддержке, одиноки в общении, одиноки в нереализованных проявлениях своей веры. Да, они может объединены искусственно интернет сетями,  чатами, группами в соц сетях, форумами по интересам, но это не то единство, которое принес нам Спаситель, это его суррогат. Отчего это происходит? Возможно от неправильного устройства церковно - приходской жизни, которое складывается из совокупности многих факторов, одним из которых является фактор советского наследия. Надо было восстановить порушенное, построить храмы, устроить духовные школы. Священников крайне мало, а нагрузка велика. Помимо богослужения, работы прорабом на стройке священник порой несет еще не одно послушание. И в итоге эта чрезмерная нагрузка сказывается  и на жизни прихода и даже возможно на его собственной семье. Другая проблема современного христианина - это незнание своей веры. Порой только декларация христианства, исполнение некоторых обрядовых традиций: принести благодатный огонь, крещенскую воду, освятить вербы, кулич, приложиться к чудотворной иконе или мощам которые привезли в город. Но при этом, простаивая подолгу за крещенской водой, многие проходят мимо праздничного богослужения, не знают суть праздника, да что там суть праздника, не знают самого Христа. Крест на шее висит, а зачем он висит, кто изображен на кресте, почему он на кресте и как это повлияет на мою жизнь? Этими вопросами задаются уже немногие. К сожалению, как следствие незнания своей веры, возникает двоеверие, чрезмерный акцент на обрядовости. Православие - правильно славить Бога, многие ли знают основы своей веры, чтобы действительно славить правильно и, вообще, славят ли Бога или только просят когда им надо и  тут же готовы поменять тон просимого на ропот, недовольство, когда сталкиваются со сложными жизненными ситуациями. Ведь вера и духовное совершенство подразумевает преодоление себя, подразумевает несение креста. И вот тут краеугольный камень для современного христианина. Он готов просто соблюдать обряды и внешнее благочестие, чтобы успокоить свою совесть он готов исповедовать облегченное православие -  православие лайт, но вот несение креста... Кто готов по настоящему быть учеником Христовым? Кто готов радоваться зная страдания, кто готов пережить успех зная падения и неудачи? Мы не даем Богу взрыхлить наше сердце, чтобы Он убрал с него окаменелую корку. Мы верим в лучшее, которое будет в будущем, но при этом ничего не делаем для этого будущего в настоящем. Только ждем с моря погоды. Особенно сложно встать в полный рост не на встречу ветрам, а на встречу убаюкивающему ласковому ветерку. Зачем вставать когда можно посидеть на мягком диване. Современный безбожный мир несет все те же идеалы - общество без Бога, убрать Бога за скобки жизни и из человека сделать Бога. Ничего не меняется, духовная сущность противостояния остается той же. Уже нет тоталитарного государства, и Россия, как гадариснкий бесноватый, исцеленный Христом после 70- летнего вавилонского плена "светлого будущего", сбросив одни оковы хочет примерить на себя другие. Россия последние два десятилетия находится на историческом пути выбора -  вернуться к духовным корням православной веры или выбрать мягкие оковы общества потребления западного образца пост христианской Европы. В контексте евангельской истории о гадаринском бесноватом - это значит выбрать свиней - материальный достаток и вкус жареной свинины. Но Спаситель открыл в Евангелии, чем заканчивается такой выбор. Свиное стадо бросилось с крутизны в море и утонуло. Люди, выбравшие свиней остались ни с чем. И Бога прогнали и потеряли то, на что так уповали. Где сегодня страна Гадаринская, о которой повествует Евангелие? Итак, несение креста в контексте общества потребления - это вызов современному христианину, который предстоит принять каждому из нас. Современный мир ставит множество ловушек на пути спасения, это то, что привлекает наше внимание, рассеивает его, лишает духовного стержня, оскверняет, изматывает истощает,  лишает сил, чтобы не осталось на главное, чтобы главное всегда оставалось где- то в стороне, на расстоянии. Я обязательно помолюсь, но сейчас, я занят, я обязательно схожу в храм, но потом, я прочитаю эту книгу, но что - то пока никак руки не доходят, я брошу с понедельника и тд. В душе пустота, и эта пустота она давит, она требует заполнения, а перед тем, как решить для себя, как заполнить пустоту, как организовать свой досуг, свободное время, лишенный четких духовных ориентиров человек выбирает из того, что на поверхности, из того что менее затратно. Эти ощущения дают временное чувство наполненности, наполненности информацией, переживаниями эмоциями, адреналином и тд. При чем все это можно испытать не отходя от компьютера. Поэтому для современного верующего человека должны быть особенно актуальны  такие слова, как режим и дисциплина. Бес очень искусно похищает наше время и наши силы. Поэтому из всего многообразия планов и  устремлений нужно выбрать самое главное. И в списке главного обязательно должна присутствовать молитва. Молитва питает душу. Только напитав душу, призвав Бога в помощники можно реализовывать планы, связанные с работой учебой, талантами, спортом, общением и др.  Ели человек состоит из духа души и тела, то и главный стратегический план его должен включать духовную работу - молитва, богослужения, таинства, чтение духовной литературы. Затем душевную область - развитие интеллекта - чтение книг, раскрытие способностей, талантов, повседневная работа, чувственная сторона души, эмоции, переживания, общение. А что касается тела, то это спорт и все что связано с поддержанием телесного здоровья.Все казалось бы просто - молитва, интеллект, и спорт. При этом все свои части большого плана нужно рассматривать через призму христианской морали, нравственности и совести.
И не надо себя жалеть, надо заставлять и постепенно входить в русло труда - труда физического, интеллектуального и духовного. Любой человек, который добился высот в своей области скажет, что в его успехе  - 1 процент таланта и 99 процентов труда. Авва Дорофей писал, что ему трудно  давалось учение, что он даже на книгу смотрел как на зверя. Но потом преподобный начал себя понуждать, и учение превратилось у него в  навык, и он уже не мог расстаться с книгой  даже когда хотел спать. И когда он решил уйти в монастырь, то сказал себе: «Если... родилось во мне такое от того, что я упражнялся в чтении, то тем более (будет так) при обучении добродетели»

Священник Максим Курленко

ВКонтактеМой МирОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •