Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
О чувстве юмора

Юмор, это способность определенного взгляда на мир - взгляда под иным углом зрения. И я думаю, юмор является некоей защитной реакцией души. Это защита от гордости, самомнения, косности, уныния, безысходности, которой сатана пытается сокрушить стержень нашей личности. Юмор для православного человека помогает видеть всю смехотворность наших притязаний на значительность.

Например, фарисеи уверены в своей серьезности и значительности, они настолько привязаны к собственному видению мира и Бога, что на все упреки реагировали агрессией. Фарисейство - противоположность простоты. Но именно простота и детскость преодолевает костность и самомнение. Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие небесное. Дети радуются, и мы радуемся и смеемся, глядя на них. При этом этот смех добрый, возвышающий нас, освобождающий от какого - то груза. Дети смеются гораздо чаще взрослых. А ведь таковых Царствие Небесное. Часто приходится слышать, что Христос не смеялся. Да, мы не найдем в Евангелии, что Господь смеялся, но мы и не найдем, что не смеялся, что дескать учил тому, как надо быть всегда серьезным. Такого тоже не было. Читаем, например, что он ел и пил с мытарями и грешниками. А ведь Спаситель был центром собрания людей, где бы ни находился. Трудно себе представить, что мытарям и грешникам нравилось сидеть с сумрачными лицами, молча есть и пить, потому что такой пример являл учитель. Конечно, это было веселие, застолье и шутки и серьезный разговор по душам. Тот разговор, которого  избегали фарисеи. И потом дети, о которых мы начали говорить. Спаситель говорит: «Не запрещайте детям приходить ко Мне». И вот представьте, дети тянуться к Иисусу, потому что чувствуют полноту любви и радость, а Иисус не улыбнется, не посмеется, не пошутит, сидит с каменным лицом и благословляет выстроенных в очередь детей. Такое тоже сложно себе представить, по крайней мере, если мы такое представим, то у нас появится улыбка, значит это реакция на то, что эмоциональное пространство сознательно искажено. Следовательно, такого не могло быть. Давайте посмотрим, что несет  нам Библия - она несет радость встречи с Богом, потому что Бог -полнота любви, и когда мы встречаемся с Богом, наша душа наполнена Его любовью и благодатью. В Библии есть место и для горькой иронической улыбки, и для доброй, сочувственной. Слово радость там встречается 800 раз. В книге Иова мы читаем – «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием»( Иов 8). «И удаляй печаль от сердца твоего»( Еккл. 11). «Есть время сетовать, а есть время плясать» (Еккл. 3,4).То есть, всему должно быть свое время. Если не будет совсем веселья в нашей жизни, то жизнь будет мрачна и скучна, и потом, качество веселья тоже может быть разным. Эти грани переживаний и состояний души осмысляются уже на пути духовного делания и несения креста, на том пути, где мы учимся внимательно всматриваться в свою совесть.  Когда мы совершаем пост, как учил нас Спаситель, мы должны быть в бодром состоянии духа, а не " унылы, как лицемеры – фарисеи». "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф.5). "Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф.28). "Но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лк. 10). "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (2Кор. 13). "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Фил.4).Когда мы грешим, радость пропадает, нас терзают муки совести. И вот, когда человек не имеет радости Духа, он пытается наполнить душу другой радостью, чтобы закрыть зияющую пустоту, тогда рождается юмор, вдохновленный той или иной страстью. Так рождается черный, злой юмор, юмор, унижающий человеческое достоинство, юмор, отравляющий душу ядом. И глаза, и выражение лица, и смех человека, транслирующего такой юмор, сильно отличаются от выражения лица того, кто шутит с добрым сердцем. Архиепископ Иоанн Шаховской пишет об этом: «Есть  два  смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его можно различить по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех — грязный. Он бывает всегда после  анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в искривлении черт лица». 
Лучший пример светлого юмора — это юмор святых. Например, разные шутки и прибаутки преподобного Амвросия Оптинского. Вообще, юмор святых и Божьих людей очень прост и бесхитростен, он какой-то детский,  потому что это юмор в любви и простоте.Люди шли к старцу Амвросию часто со страхом, дескать вдруг он откроет, какой я грешник. А преподобный начинал разговор с шутки и сразу располагал человека к себе.Наиболее известно его шутливое изречение, ответ на то, как жить? "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение".Казалось бы простые слова, но в этой простоте сокрыта глубина евангельской мудрости.Или вот еще – «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".«Скука - унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».«Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото. Не люби слушать о недостатках других - у тебя будет меньше своих»."Смотри, Мелитона, - говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона".Шутливость в поучениях, можно сказать, была оптинской традицией, но к шутке не раз прибегали и святитель Игнатий, и святитель Феофан, и многие другие русские святые, особенно Христа ради юродивые. Вообще, там, где святость, там всегда радостно. «Святые светили миру и плачем своим, и улыбкой», — писал архиепископ Иоанн Шаховской. — «Благостная улыбка есть зеркало найденной гармонии... Ангельская радость озаряет лицо улыбкой».Антоний Великий, например, всегда разбавлял свои духовные поучения юмором. И когда некоторые его ученики смущались по этому поводу, и преподобный приводил в пример тетиву лука: если ее сильно перетянуть, то лук может сломаться. Точно также и человек – если его все время держать в духовном напряжении, то велика опасность срыва.Серафим Саровский жил пасхальной радостью и дарил эту радость всем приходящим - "Христос Воскресе, радость моя". «Добродетель - не груша, ее вдруг не съешь» - говорил  преподобный. Когда смотришь документальные кадры, на которых запечатлен отец Иоанн Крестьянкин, ощущаешь насколько радостно он жил. Юмор старца Паисия Святогорца, например, назидательный. Он рассказывал такую историю из своей жизни. К нему пришел мальчик школьного возраста с вопросом: «Где найти старца Паисия?» Старец ответил: «Он за сигаретами пошел». «Наверное, кто-то из его гостей курит»,- предположил мальчик. «Да этот Паисий вообще некудышний старикашка, пьет, курит», — продолжал старец. «Я все - таки подожду», — проявил настойчивость мальчик. Отец Паисий рассказывал эту историю, чтобы показать своим слушателям, что добрый помысел может заменить осуждение.О Святейшем Патриархе Тихоне (Белавине), на долю которого выпали поношения, поругания, насмешки, говорили: «У него все хи-хи, да ха-ха», отмечая его шутливость.Итак, возвращаясь к осмыслению такого качества личности, как чувство юмора, можно заметить, что вообще, все наши чувства от Бога. Только они бывают у нас искажены грехом. Любовь может превращаться в страсть, необходимая забота о доме может превращаться в жадность, любовь к детям – в жестокость и тоталитаризм. Также и чувство юмора: оно может превращаться в какое-то издевательство, насмешку. Это может быть очень остроумно по форме, а по содержанию зло и разрушительно. Злой юмор рождается из гордости превозношения, желания разрушить традиционные устои культуры и  приличия. В злом юморе эксплуатируется не созидательное начало, а разрушительное. Это тоже энергия - энергия противопоставления божественным установлениям, она сродни дьявольской энергии не создающей, а разрушающей устои сотворенного мира и законы, сохраняющие в человеке божественное. Юмор часто выполняет роль элемента интеграции человека в некое сообщество. Если сообщество заражено пороком, то и юмор, как составная часть этого сообщества, имеет определенную духовную направленность. 
Попробую еще раз повторить и резюмировать мысль, сказанную в начале. Для православного верующего человека юмор помогает избавиться от опасности превозношения. Карикатурно посмотреть на свое Я, утрируя и возвеличивая в шутках некоторые его стороны. Через шутку мы можем взглянуть на мир через призму абсурда и нелепости. Мы отрываемся от пороков этого мира, мы высмеиваем, а значит, несерьезно относимся к тем цепям, которые сковывают человека, лишая его духовной свободы. Например, гламурность и модность. Высмеивая подобные устремления души, мы внутренне освобождаемся от этой зависимости.Насмехаясь над сатаной и навязываемым им образом жизни, мы отражаем его нападение. Это болезненный укол для дьявола, когда мы смеемся над ним. Он очень горд, а по гордым людям мы знаем, что шутки ими воспринимаются очень болезненно. Юмор обнажает всю смехотворность наших притязаний на значительность. С помощью юмора мы можем разрядить обстановку, утешить человека, поднять настроение, помочь ему сбросить с себя тяжесть, порой надуманную и искусственно навязанную. Конечно, не надо всю жизнь превращать в сплошное юмористическое шоу. Любой из нас знает, что когда смех длится больше минуты, почему-то он оказывает разрежающее, опустошающее воздействие на душу. Во всем должна быть мера и всему свое время – как говорил Екклесиаст. 
Жил в Александрии один очень богатый человек, который каждый день молился Богу об облегчении жизни бедняков. Узнав об этом, авва Макарий послал ему сказать: «Я хотел бы обладать всем твоим состоянием».Изумленный богач послал к нему одного из своих слуг спросить, чтобы тот стал делать с таким богатством? Авва Макарий сказал:- Передай своему хозяину, что я немедленно исполнил бы его молитву.
До того, как стать монахом, авва Лонгин работал в мастерской корзинщика. Каждый день он должен был сплетать по пятнадцать корзин. Однажды, работая весьма усердно, он сплел целых двадцать корзин.- Разве мне не полагается дополнительной платы за эти корзины? - спросил он хозяина.- Да, - отвечал хозяин, - но ты ведь знаешь, что говорится в Библии: «В поте лица твоего будешь добывать хлеб свой».- Нигде, однако, не говорится, что я должен также добывать и твой! - возразил Лонгин.
Во время пасхальных праздников пришли как-то к митрополиту Филарету (Дроздову) великосветские дамы, и одна из них его спросила: — Почему Спаситель по воскресении Своем явился сперва женам-мироносицам?  Святитель ответил:  — Потому что женский пол очень болтлив, а надо было, чтобы это событие стало известно всем как можно скорее...  
Как известно, Святитель Тихон, Патриарх Московский, отошел ко Господу в день Благовещения в 1925 году. (То есть он на год с лишним пережил В.И.Ленина.) Когда лопнула канализация в только что построенном для Ленина Мавзолее, свт. Тихон (Белавин) заметил: «По мощам и елей!».  

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по работе с молодежью
  • Епархиальный отдел по миссионерскому служению
  • Епархиальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • ВАРНАВА митрополит Чебоксарский и Чувашский
  • СТЕФАН епископ Канашский и Янтиковский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •