С начала 2011 года Приходы Чебоксарско-Чувашской Епархии Русской Православной Церкви переходят к практике подготовки людей к принятию Таинства Крещения и людей, вступающих в брак посредством Таинства Венчания. Вашему вниманию предлагается интервью председателя епархиального Отдела по религиозному образованию и катехизации иерея Димитрия Нестеренко.
Корреспондент: На основании чего будет проводиться такая практика?
Священник Димитрий Нестеренко: Епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации Чебоксарско-Чувашской епархии разработаны Положения об обязательном оглашении перед совершением Таинства Крещения и о подготовке к Таинству Венчания. Положения разрабатывались в соответствии с «Указаниями по организации и ведению катехизической деятельности Русской Православной Церкви» и утверждены правящим архиереем - Высокопреосвященнейшим Варнавой, митрополитом Чебоксарским и Чувашским.
Корр.: Значит, правила подготовки вводятся не только в Чувашии?
Священник Димитрий: Конечно, нет. Прежде всего, надо сказать, что это практика древней Церкви – готовить людей к важным событиям их жизни. И после 70-ти летнего атеистического режима, когда священникам было запрещено проповедовать и публично выступать, Церковь постепенно возвращается к своей прежней практике.
На сегодняшний день во многих Епархиях Русской Православной Церкви эта практика возрождена. Например, в соседней Нижегородской Епархии уже на протяжении нескольких лет существует практика, когда над человеком совершают Таинство Крещения только после предъявления справки о том, что он прослушал цикл огласительных бесед.
Такая практика вводится на всем пространстве Русской Православной Церкви, Приходы которой находятся и в ближнем и в дальнем зарубежье. И даже аборигены в Африке, Кении, Австралии, Индонезии на протяжении нескольких месяцев изучают Основы Православия, прежде чем примут Крещение, и делают они это с удовольствием. А просвещенные европейцы, которые имеют все условия для обучения, далеко не всегда склонны к интеллектуальному труду, когда он не обязателен. Воистину, что имеем, не ценим.
Мы знаем обо всем по немного, а о Православии почти ничего и считаем это нормальным положением дел. Поэтому введение подобных правил – это попытка обратиться к человеческой ответственности, то есть, когда он может ответить: почему он принял Крещение? Не потому что это является общепринятым или кто-то посоветовал, а потому что есть какие-то более основательные поводы к этому шагу.
Корр.: В чем заключается подготовка?
Священник Димитрий: Желающие креститься или окрестить ребенка должны заранее (за неделю) написать прошение (форму прошения они должны получить в храме) и придти в назначенное время для собеседования.
В ходе первого собеседования выясняются мотивы обратившихся с просьбой о Крещении, и оказывается содействие в осознании подлинных мотивов Крещения. Не ради земных целей: чтобы ребеночек не болел или чтобы у него все хорошо было в жизни, а чтобы он, вступив в Новый Завет с Богом, исполнил замысел Божий о самом себе, стал наследником вечности, всю свою жизнь посвятив Богу и служению людям. Без возрастания в христианской любви исполнить этот замысел невозможно. А потому любовь является основой христианского доброделания и всей христианской жизни в целом.
Раскрывается смысл обетов Крещения, ведь человек дает обещание Богу жить по Его святым заповедям и вместе с тем бросает вызов злу, отныне он воин Христов, но поле брани, как точно заметит Ф. М. Достоевский, сердце человека. В своем сердце человек, прежде всего, должен побеждать злые помыслы и желания и только тогда он сможет оказать благотворное влияние на окружающих.
Выявляется отношение к обетам оглашаемого, то есть, готов ли он вступить в ряды воинов Христовых, пообещав Богу добрую совесть, добрую жизнь.
Кроме того, выясняется, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения, допустим, незаконное сожительство (то, что сейчас называют граждански браком), работа или иная деятельность не соответствующая нормам христианской нравственности. В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого.
На возникающие вопросы пришедших даются ответы, а затем - задание на дом: выучить текст «Символа веры», который крестные должны будут произносить во время чинопоследования, и попытаться его разъяснить, прибегнув к помощи соответствующей литературы, которая опять-таки предлагается в храме.
Таким образом, самостоятельная подготовка также обязательна.
После освоения «Символа веры», оглашаемые приходят на второе собеседование к назначенному времени, во время которой мы пытаемся усвоить вероучительные истины и настроиться на духовную жизнь в Церкви, где будет продолжаться богословское образование и воспитание. Принявшие крещение люди приглашаются на воскресные встречи, к участию в богослужении и социальной деятельности Прихода.
Все вышеперечисленные требования являются минимальными для подготовки к Крещению.
Корр.: Чаще всего крестят младенцев, они же не могут пройти подобную подготовку!?
Священник Димитрий: Такую подготовку должны пройти взрослые и дети старше 12 лет. В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники.
Корр.: Люди, порой, приходя в храм крестить ребенка, недоумевают: зачем усложнять жизнь, ведь было все нормально?
Священник Димитрий: Надо сказать, что уже в самом вопросе кроется непонимание важности события Крещения и той ответственности, которую берут на себя и родители и крестные. Я обычно задаю встречный вопрос:
- Вы учились в институте или университете?
- Да.
- А Вы готовились к поступлению? Сдавали вступительные экзамены?
- Да.
- Без подготовки и сдачи экзаменов Вас, наверно, не взяли бы на обучение в университет?
- Нет, конечно.
Так и здесь. Вы вступаете в церковный институт, где, однако ж, будете обучаться не 5 лет, а всю жизнь, потому что Церковь – это школа христианской жизни, а жить, любить, прощать, претерпевать неприятности, преодолевать трудности и во всем находить смысл мы учимся всю свою сознательную жизнь.
Корр.: Значит, речь идет о важности осознанно приступать к делу?
Священник Димитрий: Конечно, человек должен осознанно и ответственно входить в Церковь, потому от него и требуется знание «Символа веры», понимание своей ответственности, а главное решимость жить по заповедям Божиим, своей жизнью свидетельствовать о добре. Ведь кому можно уподобить человека, который крестился, и на этом этапе его религиозная жизнь завершилась? Человеку, который поступил в университет, но ни разу ни одной лекции не посетил. Образованным этот человек не будет. Так и человек не будет христианином, который отдал дань традиции, приняв крещение, но так и не научившийся реализовывать евангельские принципы в своей жизни.
Корр.: А вы не боитесь, что своими требованиями вы сократите число желающих креститься?
Священник Димитрий: Продолжая аналогию с Университетом, можно сказать, что мудрый ректор будет заботиться не о количестве поступивших, а о качестве образовательной подготовки. Разве будет престижным его Университет, если значительная часть студентов не имеют серьезного отношения к учебе? Так и в Церкви, важно не количество, важны ответственные люди, представляющие Церковь.
Корр.: Если крестят младенца, который ни в чем не смыслит, как можно говорить о его сознательном выборе? Нет ли здесь лукавства?
Священник Димитрий: Лукавства здесь нет. Надо понимать, что в возрасте, когда малыш ничего не смыслит, все решения за него принимают родители: что и когда есть, у кого и как лечиться, ближе к семи годам выбирают школу и учителя, у которого будет обучаться ребенок в первом классе. Ребенок ведь не может разбираться в этих вопросах, а потому (и это вполне закономерно) за него решают эти вопросы взрослые. Нам и в голову не придет говорить в этом случае о нарушении прав ребенка или об ограничении его свободы.
Тоже касается вопросов веры, нравственного кодекса. Малыш не знает что такое хорошо и что такое плохо, где его может поджидать духовно-нравственная опасность. Тем более для человека, весь строй жизни которого определяется его религией, важно дать своему ребенку тот же ориентир. Такой человек на опыте знает - это жизненно важно. Мы же считаем жизненно важным не позволить ребенку совать руки в электрическую розетку или брать в руки раскаленный утюг. Здесь же речь идет о вечных ценностях.
Более того, совершая по просьбе родителей Таинство Крещения над младенцем, мы последовательно сохраняем его право выбора. Потому что, не окрестив ребенка и не рассказав ему в дальнейшем ничего о христианстве и о православном осмыслении жизни, мы лишаем его права выбора. Между чем и чем будет выбирать ребенок, когда вырастет, если ему известна только светская жизнь с ее материальными ценностями, а о религиозной жизни с ее духовными ценностями ему ничего не известно. Как здесь можно говорить о свободе выбора? Не крестить ребенка и ничего не рассказать ему о православии, это все равно, что не взять его на обучение в школу и ничего не рассказать ему о химии, физике, биологии. Как он сможет сделать свой профессиональный выбор: быть врачом или инженером, если он, не учась в школе, знает только как мести двор. Поэтому когда мы совершаем Крещение над младенцем по просьбе родителей мы не лишаем его свободы выбора, он ее реализует, когда вырастет и выбор его будет более адекватным, потому что ему будет известна и религиозная жизнь и светская, с которой он соприкасается вне семьи и храма.
Корр.: А если ребенок, повзрослев, сделает выбор в пользу светской безрелигиозной жизни?
Священник Димитрий: Я думаю, причиной здесь будет недоработка родителей, в том числе и крестных родителей, которые не смогли положительным образом раскрыть для ребенка Православие. Я по себе знаю, и многие подтвердят, какое значение имеет личность педагога в усвоении учеником изучаемого предмета. Я полюбил предмет истории, только обучаясь в семинарии, для меня было открытием, что этот предмет, изобилующий формальными датами и фактами, может быть интересным. Его вел педагог – священник, который со школьной скамьи полюбил историю и дальнейшую жизнь посвятил ее изучению. С такой же любовью он преподавал историю нам. Поэтому если мы будем говорить о Православии отстраненно, между делом, не являя собой пример высокой духовности и нравственности, дети, скорее всего, сделают выбор в пользу светской бездуховной жизни. Поэтому при самостоятельном выборе чего – либо, свобода, в известной степени, остается условной.
Корр.: А какие выдвигаются требования для подготовки к Венчанию?
Священник Димитрий: Подобная схема подготовки применяется и к вступающим в христианский брак, с той разницей, что прошение о совершении Таинства Венчания подается не за неделю, а за месяц и говорим мы на собеседованиях о высоком смысле христианского брака, как пути спасения, где оба помогают друг другу духовно совершенствоваться. Говорим о самопожертвовании, без которого брак не мыслим: если ты не пожертвуешь собой ради счастья другого, не пожертвуешь своим временем, своим силами и, что трудней всего, своими привычками и интересами, ты сам никогда не сможешь стать по-настоящему счастливым. Конечно, мы говорим об ответственности за сделанный выбор, за сохранность брака, семьи и о необходимости жить в Церкви, где, собственно, только и становится возможным созидать христианский брак, христианскую семью.
Корр.: Чем обусловлена необходимость готовить людей к Венчанию?
Священник Димитрий: Если мы учтем современный катастрофический кризис семьи, то подготовка к браку становится более чем актуальной.
Мало кто задумывается о смысле христианского брака из приходящих с просьбой совершить над ними Таинство Венчания. Поэтому им надо помочь в осознании этого смысла. Обычно к священнику приходят молодые со слезами на глазах уже после распада семьи с вопросом: почему так произошло, ведь мы венчались? Но говорить об этом уже поздно. Необходимо готовить людей к решению проблем и преодолению трудностей семейной жизни до вступления в брак. Надо заметить, что об этом не говорят в школе, да и в семье об этом не ведут речь. В школе готовят профессионалов, а не семьянинов, а в семье не говорят об этом по причине нехватки времени, да и представления о ценностях другие. О покупке хороших вещей мы можем говорить долго и с наслаждением, о браке же, о смысле жизни, о христианстве – скучно! А в итоге? - Трагедия. Так вот чтобы избежать этой трагедии необходимо говорить с людьми о серьезных вещах, тем более, когда они сами приходят с просьбой совершить над ними Таинство Венчания.
Корр.: Если к вам пришли люди, которые прожили в браке, допустим, лет 20, с просьбой повенчать, неужели их тоже надо готовить к этому?
Священник Димитрий: О смысле христианского брака говорить никогда не поздно, хотя структура бесед, конечно, будет иной, нежели у молодых. Более того, смысл брака, как и смысл самой жизни, настолько глубок, что познавать его можно, а точнее, нужно, всю свою сознательную жизнь. Так что говорить нам будет о чем. Тем более, если учесть, что некоторые семейные пары к 20 годам совместной жизни, когда дети вырастают и покидают отчий дом, теряют смысл своего дальнейшего совместного существования. Влюбленность, романтика, красота молодых лиц остались в прошлом, сейчас они имеют морщины, болячки и общую крышу над головой. Ощущение счастья давно прошло и забылось. Что делать? И здесь тоже есть о чем поговорить, ведь счастье, хоть и с трудом, но вернуть все-таки можно.
Корр.: Что бы вы хотели сказать в заключение жителям города?
Священник Димитрий: Я хотел бы обратиться с просьбой ко всем: прежде чем подавать прошение о совершении Таинства Крещения или Таинства Венчания учтите требования, касающиеся подготовки. Ведь если мы будем более осознано и ответственно подходить к важным событиям нашей жизни, то и жизнь наша будет плодотворней, она будет наполняться подлинным духовным содержанием и дарить подлинное счастье.
Иерей Димитрий Нестеренко