Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Обращение участников форума "Духовные традиции - условие для консолидации и возрождения России"

    Мы – представители 21 региона России, в которых проходила апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от лица Всероссийского форума «Духовные традиции - условие для консолидации и возрождения России», проводимого по согласованию с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в рамках конкурса «Православная инициатива – 2011» по инициативе Екатеринбургской епархии при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе Винниченко Н.А., Департамента внутренней политики губернатора Свердловской области, Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО), Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Уральского государственного педагогического университета (Ур ГПУ), обращаемся к органам государственной власти, к органам управления образованием, к научно-педагогическому, родительскому и религиозным сообществам со следующим:

1. В настоящее время российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса. По данным парламентских слушаний в Государственной Думе РФ (02.06.2008г.) масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, количество самоубийств детей, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа.

Одной из причин этого является отрыв образования от традиций культуры народов России, от ценностей религиозной культуры. Поэтому мы считаем, что эксперимент по апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», осуществляемый по предложению лидеров традиционных религий и решению Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева (Поручение от 02.08.2009г.), имеет важнейшее значение для всего нашего общества и государства.

2. Очередной этап апробации курса ОРКиСЭ завершился успешно. В 2010-2011 учебном году эксперимент был расширен, и в нем приняли участие учащиеся 4-5 классов 21 региона России, что позволяет считать наши наблюдения и выводы достаточно обоснованными для всей России.

3. В полной мере подтвердилась значимость введения основ религиозных культур в содержание общего образования для консолидации российского общества и демократизации образования, поскольку изменяются не только смыслы гуманитарного образования, но и его направленность на обеспечение действительной, а не декларативной свободы мировоззренческого самоопределения подрастающего поколения.

Признание религиозной культуры необходимым ценностным компонентом общего образования, на наш взгляд, свидетельствует о возрождении изначальной системы воспитания детей на основе знаний о глубинных корнях культуры российского народа, освобождении системы образования от идеологических мифов прошлого. Учителя получили реальную возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность.

4. Практическая реализация комплексного курса ОРКиСЭ по ряду причин была осложнена:

- в современной России ограничен опыт взаимодействия системы образования с традиционными религиозными организациями, при этом опыт XIX столетия не соответствует современным социокультурным реалиям;

- у большинства сегодняшних педагогов отсутствует опыт преподавания основ религиозных культур;

- учебно-методические комплексы данной направленности впервые проходят масштабную опытную проверку;

- в нашей стране не завершен процесс становления институтов гражданского общества, что проявилось в слабой выраженности запросов семьи к школе в сфере духовно-нравственного воспитания детей, недостаточной готовности родителей к обоснованному выбору того или иного модуля комплексного курса для его изучения.

Тем не менее, администрация и педагогические коллективы школ, органы управления образованием регионов - участников эксперимента, осознавая историческую ответственность для развития России как демократического государства, смогли провести эксперимент по освоению курса ОРКиСЭ и в значительной мере удовлетворить запросы родителей по приобщению детей к ценностям религиозных культур.

5. К позитивным результатам эксперимента по апробации курса ОРКиСЭ относятся:

- существенное изменение гуманитарной составляющей общего образования, заключающееся в начавшемся процессе преодоления понимания светскости образования как нерелигиозности (аттеистичности) и на этом основании игнорирование прав и свобод граждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции;

- улучшение взаимопонимания родителей и детей в семье, налаживание диалога с детьми;

- становление социального партнерства школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников;

- дальнейшее развитие взаимодействия школы и традиционных для России религиозных организаций как институтов гражданского общества, направленного на приобщение учащихся к ценностям Отечественной культуры, их мировоззренческое развитие, предупреждение исторического беспамятства;

- создание условий для единого понимания основ духовно-нравственного развития и воспитания личности детей, подростков и молодежи;

- изменение отношения учителей к учащимся как самодеятельным субъектам образования, уникальным носителям ценностных смыслов;

- осознание педагогической общественностью необходимости изменений уклада жизни школы как детско-взрослого событийного сообщества;

- подтвердилась правильность выбора пути демократизации образования и обеспечения действительной, а не декларативной свободы мировоззренческого выбора участникам образовательного процесса;

- опасения возникновения межнациональной и межрелигиозной розни в детской среде и в обществе не подтвердились. Навязываемый обществу СМИ стереотип о значительном конфликтном потенциале курса ОРКиСЭ провалился.

6. Наибольший интерес учащихся вызвали модули по основам религиозных культур. Именно они, прежде всего, положительно повлияли на развитие религиозной терпимости детей, способствовали улучшению взаимоотношений между самими учащимися, учащимися и преподавателями, положительно повлияли на развитие мотивации к учению.

Гораздо менее результативным по воспитательным последствиям оказалось влияние модуля «Основы светской этики», несмотря на то, что он в ряде случаев «пропагандировался» и даже «навязывался» администрацией образовательных учреждений как предпочтительный перед другими. Преподавание модуля «Основы светской этики», во-первых, не вызвало интереса учащихся к своей внутренней жизни, к духовно-нравственным ценностям как таковым. Во-вторых, изучение этого модуля менее всего способствовало развитию религиозной терпимости учащихся, и поэтому не обеспечивало решение одной из важнейших задач курса, а именно – консолидации российского общества. В-третьих, по своему содержанию модуль «Основы светской этики» не отражает традицию культуры ни одного народа России.

Модуль «Основы мировых религиозных культур», на наш взгляд, не соответствует возрастным возможностям младших школьников, и за предложенное время учащиеся не могут получить объективные и достаточные знания о четырех религиозных культурах. Модуль сложен, носит исключительно информационный характер, ценностно нейтрален, формирует эклектическое сознание и не способствует духовно-нравственному становлению школьников. Считаем преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур» в настоявшем виде неприемлемым на начальной и основной ступенях образования.

7. Участники форума считают необходимым:

- расширить возрастные границы преподавания курсов религиозной культуры в течение всех 11 лет обучения в школе в рамках федерального компонента;

- переработать в ближайшей перспективе модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур», содержательно опираясь на культуру России;

- начать преподавание основ религиозных культур во всех регионах Российской Федерации, обеспечивая полноценное финансирование их преподавания за счет федерального бюджета, как и всех других общеобязательных предметов;

- нормативно закрепить порядок совместной разработки учебно-методических материалов курсов религиозных культур представителями государственных научно-методических учреждений и представителей традиционных религиозных организаций;

- организовать планомерную подготовку учителей к преподаванию основ религиозных культур на всех уровнях профессионального и дополнительного профессионального образования, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, повышение квалификации, профессиональную переподготовку совместно с представителями традиционных культур;

- создать и оборудовать в общеобразовательных школах специализированные кабинеты основ религиозных культур;

- нормативно закрепить участие представителей традиционных религий в аттестации учителей основ религиозных культур;

- создать совместные государственно-конфессиональные комиссии по контролю за соблюдением права на свободу выбора модулей курса родителями или законными представителями учащихся;

- нормативно закрепить участие представителей традиционных религий в работе региональных, районных и муниципальных объединений учителей основ религиозных культур;

- проводить мониторинг общественного мнения о ходе и результатах преподавания основ религиозных культур с участием экспертов - представителей традиционных религий;

- не допустить слияния в один учебный предмет курсов различных религиозных культур;

- представителям традиционных религиозных организаций совместно с органами управления образованием проводить более активную просветительскую работу среди учителей и родителей о значении и воспитательной пользе преподавания основ религиозных культур.

ВКонтактеМой МирОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • ФЕОДОCИЙ епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •