2 марта 2012 года в ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии состоялась встреча студентов группы 1 ТОРАТ 01-20 и группы 2 ТОРАТ 02-19 вместе с преподавателями Огандеевой Е. В. И Акуловой Т.Н. с протоиереем Сергием Пушковым на тему: «Роль Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны».
Отец Сергий начал встречу с того, что отметил: «…истоки самой страшной в истории человечества войнызаключались в общественно-политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных противоречий между государствами, народами, нациями».
Всем известны ужасы и бедствия, жестокие поражения, героические сражения и подвиги, военные победы и героизм советских людей в роковую эпоху 1941-1945 годов. Но не все знают о том, какую роль в преодолении этих трудностей сыграла Русская Православная Церковь.
К началу Великой Отечественной войны государственная власть попыталась искоренить православное христианство в стране. Согласно планам властей, к 1941 году в Советском Союзе не должно было остаться ни храмов, ни священников при них.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших.
В начале войны, когда немецкие войска внезапно напали на СССР, а многие партийные и государственные руководители пребывали в растерянности, первым к народу обратился митрополит Московский Сергий. В своем слове он говорил о духовных корнях русского патриотизма, и закончил обращение словами: «Господь нам дарует победу!»
Между тем фашисты, перейдя границу, стремительно продвигались вглубь советской территории. На захваченных землях они проводили хитрую религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду, что вызвало соответствующую ответную реакцию главы государства Иосифа Сталина. Советское руководство официально разрешило открыть храмы и монастыри на территории, не оккупированной немцами.
Патриотическая деятельность Русской Церкви во время Великой Отечественной войны оказала заметное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в стране. Преследования духовенства прекратились. Священники, находившиеся в лагерях, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов.
Одни священники поддерживали народ в тылу, а некоторые даже ушли на фронт.
Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей Красной армии. На фронтах служили и полковые священники. Можно было увидеть батюшку в военной шинели, поверх которой была надета епитрахиль. Они поддерживали дух красноармейцев, проводя беседы, в которых проповедовались милость Господа и его помощь в победе над врагом. Батюшки-солдаты записывались в партизанские отряды и помогали уничтожать врага на оккупированных территориях.
Священнослужители и православные люди оказывали Красной Армии материальную помощь. Верующие собирали материальные средства на нужды фронта. Так, прихожане Чебоксарского Введенского собора собрали более 100000 рублей в фонд обороны.
На средства верующих всей страны была создана Танковая колонна Т-34 им. Димитрия Донского, а также авиационная эскадрилья им. Александра Невского.
Сотни священнослужителей были удостоены боевых орденов и медалей, благодарностей от главы государства И. В. Сталина, медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне", «Партизану Великой Отечественной войны».
У Церкви есть одно оружие, неведомое миру - молитва. Она способна не только ободрять и утешать верующих, но и творить настоящие чудеса с Божией помощью.
Выступая на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, 24 мая 1945 г. Иосиф Сталин сказал: «…разве есть на свете такие огни и муки, и сила такая, которая могла бы пересилить русскую силу? Так что же это за Сила, которую никакая сила пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать в духовной сфере…».
Великая Отечественная война, стала тяжелым испытанием для всего народа. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в годы Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Церкви в Великую Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой фашизма.