Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия на евангельское чтение о званых на пир во Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары
Дорогие братья и сестры, сегодня неделя святых праотец. Сегодня мы читаем Евангелие от Луки, 14 глава, 76 зачало. «Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Таково сегодняшнее евангельское чтение, евангельская притча о званых на пир. О чем эта притча? Сегодня неделя святых праотец. Спаситель рассказывает историю израильского народа, когда Господь посылал своих пророков (слуга обозначает пророков), и призывал народ обратиться от греха к покаянию. Но они, как сговариваясь, каждый находил причину. И затем наступило время прийти самому Господу нашему, Иисусу Христу, Сыну Божию, на землю. И Его тоже не приняли иудеи. А кто принял? Наполнился Дом Божий хромыми и увечными, слепыми и нищими. То есть, такими, как мы.
У каждой притчи есть иносказательный смысл. Святые отцы говорят, что Господь призывает всех на пир, это значит – в Царствие Божие. Призывает нас разделить с Ним ужин. Ужин – это Царствие Небесное, это вечное Блаженство, состояние Блаженства, рай. Господь призывает всех. Но мы, в силу различных причин, отказываемся. Каждый имеет как будто бы уважительную причину. И в евангельском чтении – тоже у всех уважительная причина. Но ведь все они были предупреждены заранее о том, что в этот день состоится пир! Они должны были отложить дело. Потому что постоянно и землю кто-то покупает, и работа, и дела не кончаются.
Чаще всего мы не входим в Царствие Небесное по своим грехам. В этой притче говорится о страстях житейских, которые мешают нам оказаться с Отцом нашим Небесным на Царском пиру. Вот первый званый сказал: «Я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя – извини меня». Земля - это житейские заботы, постоянные, повседневные. Домохозяйка или домохозяин – у них постоянно есть работа, заботы. И когда эти заботы становятся предметом первой необходимости, человек практически живет ими, не ради достижения высшей, благой цели, а погружается полностью в повседневные хлопоты. И это, казалось бы, неплохо, - дом построить, например, это же хорошо, дерево посадить, сына вырастить – тоже хорошо, но это все не должно мешать исканию Царствия Божия и следованию за Христом. Все должно быть гармонично. Вот давайте посмотрим на себя и спросим: как часто мы приходим в храм? Многие через две недели, через три недели приходят. Спросишь такого: что ты не приходишь? Владыка, я все время занят. У меня один выходной день - воскресенье. Приходится мне использовать его для текущих дел. Ну что тут скажешь? Действительно, так. Но ведь у нас всегда находятся оправдания. «Я купил пять пар волов, и иду испытать их»- говорит другой званый. Что такое пять пар волов? Это то, что не пускает нас к Отцу нашему Небесному. Пять пар волов – это что-то неповоротливое. Нам с вами, конечно, на волах не приходится кататься, но мы знаем, что волы неспешны и упрямы. Если вол остановится, то ты ничем его с места не сдвинешь. А как его сдвинешь? Это же бык, он огромный!
Волы изображают наши чувства. Пять пар волов – пять чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В ежедневном правиле мы каемся: «Согрешил зрением, слухом, осязанием, всеми моими чувствы…» Через наши чувства приходят соблазны. Вот, например, вкус. Любит человек не просто много покушать, а вкусно покушать. Гурман. Ему нужно, например, молодое божоле с сыром швейцарским или французским…
Кто-то зрением соблазняется, видит красивого человека и входит в соблазн…
Кто-то слухом соблазняется. Музыку мы слушаем, а часто та же самая музыка может и воспитать человека, но и разрушить психику тоже может. Вот едет машина, и из нее гремит на всю округу шансон, тюремная романтика. Что у человека, который это слушает, в душе?.. Как еще можно согрешить через слух? Послушать сплетню… Тебе посплетничали, ты послушала и уже нагрешила, осудила.
Пять органов чувств можно применять с пользой, но можно и во вред себе. Пять волов – они полезны в хозяйстве, но вместе с этим неповоротливы и упрямы. Через наши чувства проявляются страсти. Наши чувства порождают страсти. И, находясь в страсти, человек не может с этой страстью справиться.
Еще один пример приводит Спаситель. Говорит званый: «Я женился, и потому не могу прийти». Здесь даже объяснять нечего. Женился – это, казалось бы, дело хорошее. Но речь идет о блуде, о плотских утехах. Человек, предаваясь им, закрывает себе дорогу в царствие Божие, дорогу к Богу. Потому что блуд человека развращает, потому что, находясь в блуде, человек забывает о Боге. Находясь в таком состоянии, человек забывает обо всем: о своей семье, о жене, о муже. Все это необходимо понимать, дорогие братья и сестры.
А теперь задумаемся, что нам мешает идти к Богу, следовать за Христом? Земля, пять пар волов и женитьба заодно. Если разобраться, заглянуть внутрь себя, окажется, что все вместе.
Дата публикации: 27.12.2020