Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия в день Великомученика Димитрия Солунского в Введенском соборе г. Чебоксары 8 ноября 2020 г

Дорогие братья и сестры! Поговорим о евангельском чтении дня. Каждый из вас должен был сегодня слушать его. Хотя православный человек, когда идет в храм, должен заранее готовиться к службе. У каждого из нас должен быть православный календарь с указаниями на Евангелие дня. Например, сегодняшнее чтение – это Евангелие от Луки, 83-е зачало. Правильнее заранее прочитать его, чтобы идти на службу с определенным настроем. Но дело в том, что какие-то мы с вами нерасторопные, что ли, или ленивые. Часто мы не читаем и не знаем содержание Евангелия дня. А некоторые даже не слушают его во время богослужения, думают о чем-то своем. Есть и те, кто не понимает. Именно для нас с вами, и для меня тоже, я еще раз прочту сегодняшнее евангельское чтение – на русском языке.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Вот таково содержание сегодняшнего евангельского чтения.

Я бы хотел обратить ваше внимание не только на то, что Господь знает своих праведников по именам, но и на последние слова. Когда бывший богач обратился к Аврааму с просьбой послать Лазаря к его братьям, то Авраам сказал: «Есть пророки, пусть их слушают. И Моисей, то есть закон». Есть Закон Моисея и Писания пророков, пусть их слушают. Тогда богач говорит: «Господин, отче Аврааме, если ты пошлешь мертвеца, если мертвый воскреснет, перед ними встанет, они его послушают». Тогда Авраам говорит: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят». Этот момент очень важен для нас с вами. Казалось бы – вот воскрес из мертвых Лазарь, пришел к ним, и они бы должны уверовать. Но ведь в жизни-то такого не бывает. Неверующий человек чудо явное увидит, все равно не уверует. Если перед таким человеком даже Христос бы опустился и сказал бы «Веруй в меня!», что сказал бы неверующий? «Надо же, какие галлюцинации бывают! Надо же, глюки какие! Надо сходить в больницу, провериться».

Дело – в состоянии сердца. Дело в том, с каким сердцем человек живет и готов ли он принять Слово Божие или не готов. Если человек живет с ожесточенным, неверующим сердцем, то если даже и мертвый на его глазах оживет, он не уверует.

Когда человеку удобно, когда ему нравится грешить, он свой грех не бросит никогда. Например. Знаем, что объедение – это не просто грех, но еще и укорачивает жизнь человека? Знаем! Но кто из нас, из обжор, бросил кушать? Знаем, что алкоголь убивает человека? Знаем. Кто из алкоголиков бросил пить? Единицы. Мы многое знаем. Знаем, что курение убивает. Но вместе с тем рассуждаем: «А кто доказал, что курение убивает?». Вот там какой-то друг моего друга, двоюродного брата моего знакомый, курил, до 100 лет жил. А статистика показывает другое...

Если человек хочет что-то сделать, он делает, если человек хочет грешить – он грешит. Знает человек: чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле… Что мы делаем? Не почитаем ни отца, ни матерь. И теряем свое долголетие. Знаем, что будет нам нехорошо, но делаем свое – то, что нам нравится. Знаем: нельзя изменять своей жене, нельзя изменять своему мужу, нельзя жить в блуде. Однако живем! Живем, хотя знаем, что это разрушает и семью, и человека как личность. Однако мы продолжаем грешить... И не достучаться до такого человека! Пока его самого горе не хватит, пока не потеряет все, чем дорожит, он так и продолжает жить, как ему нравится. Мама с плачем говорит: «Доченька, ты встречаешься с женатым человеком, это же плохо!» «Мама, но он меня любит, так сильно любит! Он обещал даже развестись со своей женой!» «Да не разведется, он тебя использует, доченька, что же ты делаешь!» … Проходит время. Время упущено. Пять, шесть лет прошло… Молодая женщина опомнилась, увидела своими глазами глубину падения. «Где было мое сердце? Мама же мне говорила. Почему я ее не слушалась?» Все зависит от сердца человека, от его настроения и от желания. Если человек хочет слушать, то он слушается. Таких жизненных примеров множество.

Так что, если перед нами даже мертвый воскреснет, неверующий не уверует. Есть Священное Писание, мы знаем, что Христос воскрес из мертвых. И следует жить по Священному Писанию, и следовать за Богом.

Давайте еще раз прочтем сегодняшнее апостольское чтение. Это послание апостола Павла евреям, 331 зачало. «Братья! Господь кого любит, того наказывает. Бьет же всякого, кого принимает. Если же вы терпите наказание, то Господь поступает с вами как с сынами. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось... Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес. Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо».

Вот таково содержание сегодняшнего апостольского чтения. Это ответ на наш вопрос: «Господи, да за что мне все это?». Вот вам ответ: «Кого Господь любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает». Какой родитель не наказывает своего сына? Раз не наказывает – значит, сын незаконный, значит вы не его дети.

Очень емкое слово апостола Павла относится ко всем нам. Посмотрите: в сегодняшнем евангельском чтении рассказывалось о том, как Лазарь страдал. Страдал всю жизнь. Может, кто-то думает, что, если человек бедный, то он автоматически окажется в раю. Однако, это не так. Сколько людей без достатка, находясь в бедности, нищете, ожесточаются в своих сердцах, становятся жестокими! Сколько таких людей! Они точно не снискали милость у Господа. Если человек находится в таком состоянии, если человек постоянно ропщет на свою жизнь, если человек постоянно недоволен, постоянно грешит, то как же Господь его удостоит Царствия Небесного? Поэтому хотя бедность - и не порок, но она не является залогом входа в Царствие Небесное. Для этого необходимо стяжать Святого Духа. Если мы живем не в достатке, то это не значит, что можно жить как угодно. Многие из нас постоянно жалуются на свою жизнь, постоянно пребывают в ропоте. А сегодняшний бедняк, нищий, который к тому же еще и болел, был покрыт весь струпьями, различными ранами, он не жаловался на свою жизнь, лежал безропотно. Если Господь нам посылает испытания, то необходимо понимать, что это неслучайно, что это нам от любящего Бога, от любящего нашего Отца наказание, чтобы мы впредь не сделали чего-то такого плохого.

По этому поводу вспоминается одна чувашская мудрость. Едут два человека со своими сыновьями из деревни в город продавать горшки. Один отец, как следует, наказал своего сына, прутом его отхлестал, а другой своего даже не предупредил, не наругал. Оба сына вели повозки. И тот, который был наказан, когда они подъехали к горке, а там был крутой спуск, неровная дорога, он лошадь придержал и очень аккуратно спустился. А тот, который не был наказан, отпустил поводья, и лошадь понеслась, и все горшки разбились. И только тогда его отец схватил прутик и отхлестал своего сына. Мораль такая: что ты сейчас хлещешь своего сына, когда уже все горшки твои разбились? Пользы от этого никакой. Вот поэтому наказание нам дается для того, чтобы мы избежали многих различных грехов и грехопадений.

Знаете, когда человек здоров, когда у него нет никаких скорбей, он начинает наивно полагать, что всего в этой жизни добился сам. А вот когда наступают скорби, то он понимает, что ничего в своей жизни не добился, ничего не стоит, все, что он имел, дал ему Бог. И здоровье, и благополучие семейное, и достаток. Когда человек начинает это понимать, он начинает мудреть, приходит в церковь и осознает, что он ничего перед Богом не стоит. Вот об этом нам рассказывает апостол Павел.

Давайте, братья и сестры, учиться на чужих ошибках, и будем благодарить Господа за все благодеяния, которые получаем от Него, и за скорби, потому что и в скорбях существует и своя радость, и свое предостережение от наших дальнейших ошибок.

С праздником вас!

Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия в день Великомученика Димитрия Солунского в Введенском соборе г. Чебоксары 8 ноября 2020 г.

 

 

 

Дата публикации: 11.11.2020

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Янтиковский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •