Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Часовни

Кроме церквей, на территории Чувашии на протяжении XVII—XX вв. возводились и часовни. В Чебоксарах было построено 6 часовен, в Ала-тыре — 3, Мариинском Посаде — 2, Цивильске — 2, во всей сельской местности — 63 часовни. Из общего числа 13 часовен были построены в XIX в., 9 — в начале XX в., годы постройки остальных часовен не указаны. История появления часовен такова: на Руси в XI—XII вв. на дорогах устанавливались для путников кресты; чтобы защитить их от дождя, над крестом сооружали небольшие навесы, затем стали возводить стены, таким образом появились небольшие здания, которые снаружи стали приобретать вид небольшого храма. Часовни строились на кладбищах, на источниках, в честь каких-нибудь исторических событий.
В селе Ишаки Козьмодемьянского уезда часовня была построена над источником в честь явления чудотворной иконы. В селе Тябердино-Салагаево Цивильского уезда часовня была возведена в память Августейшего семейства при крушении поезда на станции Борки в 1888 г. В селе Подгорные Тимяши часовня сооружена в честь празднования 900-летия Крещения Руси. В ряде чувашских селений часовни возводились на месте ранее существовавших церквей. Строились они только с дозволения епархиального архиерея, без его воли построенная часовня считалась недействительной. Строгие правила в отношении сооружения часовен были установлены при Петре I. По указу от 1722 г. запрещалось строительство часовен близ церквей, на торжищах, в селах. В XIX в. Синод разрешил строительство часовен. В с. Засурье Козьмодемьянского уезда в 1881 г. была построена церковь-часовня на средства дворянина П. Зубова.
На чьи же средства строились церкви? Строительство церквей в епархиях впрямую зависело от наличия средств. Статистические данные показывают: в городах Чувашии 12 церквей построены на средства прихожан, 9 — на средства пожертвовате-лей и 12 церквей — на средства неустановленных лиц. В сельской местности построены на средства прихожан — 184, пожертвователей — 41, из средств казны — 3, на средства Департамента Уделов — 9, совместно прихожанами и пожертвовате-лями — 6, на средства неустановленных лиц — 19
церквей.
В 1839 г. жители деревни Алгаши решили собрать деньги на постройку новой церкви (взамен сгоревшей) по проекту архитектора Медичи, постройка обошлась в 11035 руб. Мирской сход постановил собрать эту сумму с крестьян в 3 года.
В селе Абызово Ядринского уезда церковь строилась на протяжении 1856—1858 гг. В документе от 1857 г. сообщается, что приостановлено строительство из-за отсутствия распоряжения Казанской Палаты Государственного имущества о дозволении вырубки леса и выдачи ссуды прихожанам. Было решено собрать на постройку церкви деньги за 4 года по 1 руб. с души, всего 11539 руб.
В селе Сыреси Алатырского уезда церковь пришла в совершенную ветхость, прихожане решили построить новую, на каменном фундаменте. План и смету составил архитектор Абакумов, прихожанам строительство по этому проекту обошлось бы в 5821 руб. Старший архитектор Департамента Рязанов признал этот проект неудовлетворительным и сам составил новый рисунок церкви, смета которой была снижена до 5816 руб. Департамент Уделов утвердил проект Рязанова и разрешил удельным крестьянам в 1858 г. построить вместо ветхой церкви новую. Сумму на строительство собрать с 1151 души в течение 6 лет: по 84 копейки в год.
В селе Шемурша Шигалинского Приказа из-за ветхости имевшейся прихожане в 1848 г. решили построить новую церковь, на каменном фундаменте, крытую железом, вокруг устроить ограду, для чего употребить годный строительный материал старой церкви. План был разработан архитектором Мейером, и сумма составляла 4204 руб. Прихожа-
не составили мирской приговор, по которому с 1410 душ собиралось по 3 руб. Подрядчик учитель уездного училища П. Лонбич со всеми его материалами взялся за строительство церкви с уступкой против
сметы на 100 руб.
В 40-е годы XIX в. в Симбирском и Буинском уездах в 9 чувашских деревнях было решено построить православные церкви за счет Департамента Уделов. По представленной смете и плану фасадов церквей, составленных архитектором Мейером на каждую постройку, выделялось 11139 руб.; на все 9 церквей — 100000 руб. Церкви в назначенный срок были выстроены в 9 деревнях: Сойгино, Новые Айбеси и др.
На средства пожертвователей в русских селениях было выстроено 18 церквей, в чувашских — 9, в селениях с чувашско-русским и другими народами — 6 церквей. 14 церквей построены на средства купцов, 9 — на средства помещиков, 6 церквей на средства крестьян, графские — 2, дворян — 1, военных — 1, совместно прихожанами и купцами — 2, прихожанами и лицами духовного звания — 2, прихожанами и почетной гражданкой — 1 церковь. Сумму затраченной на строительство церквей от пожертвователей по существующим источникам установить невозможно и о произведенных расходах можно судить по страховой оценке, произве-
денной в 1915 г. соответственно курсу рубля в начале XX в. Например, в чувашской деревне Юман-лых Ядринского уезда храм построен на средства Тетюшского купца Серебрякова в 1901 г., им покрыты были все расходы. Страховая оценка в 1915 г. — 5000 руб.
Постройка церкви Свв. апостолов Петра и Павла в селе Порецкое Алатырского уезда графу Салтыкову по страховой оценке обошлась бы в 8000 руб, церковь построена на средства графа в 1811 г.
Церковь в селе Сиявы Алатырского уезда, построенная в 1825 г. на средства помещицы Мятлее-вой, оценена в 12000 руб.
Покровская церковь в Чебоксарах, выстроенная на средства купцов Полубоярова и Колокольнико-ва, оценена также в 12000 руб.
Церковь села Абашево Чебоксарского уезда, построенная на средства крестьян Ефимова и Ефремова в 1846 г., оценена по страховке в 11400 руб.
Самая дорогая по страховочной оценке на территории Чувашии была церковь в селе Ишаки — 50000 руб.
Для сравнения: знаменитый храм Христа Спаси-
теля в Москве строился с 1833 по 1880 гг. Было затрачено 620 миллионов рублей.
На Исаакиевский собор, который строился на протяжении 1818—1858 гг., было затрачено 36 миллионов руб. (курс рубля XIX в.).
Чтобы проследить динамику строительства церквей современной Чувашии, надо иметь ввиду все территориальные изменения, которые произошли после 1917 г. В состав Чувашии вошли территории, принадлежавшие ранее другим уездам Казанской, Симбирской и Нижегородской губерний, соответственно и православные приходы со всеми церквами и монастырями. Из Ардатовского уезда — 1 церковь, Алатырского — 44, остальные церкви второго и третьего округа в количестве 51 остались в составе Ульяновской области, из Буинского уезда — 30 церквей, Козьмодемьянского — 20, Курмышского — 20 церквей, Тетюшского — 10. В то же время Татарской и Марийской республикам отошли церкви из Чебоксарского уезда: селений — Звениговский затон, Сидельниково, Помьялы, Липша, Кок-шайскос, Красный Яр, Йеменцы, Помары, Сизине-ры; из Цивильского уезда — Большое Тябердино, Мальково, Старое Тябердино.
Первые церкви были построены на территории Чувашии в конце XVII в. (в Чебоксарах и Алатыре), но они не сохранились и самая ранняя датировка в строительстве храмов относится к Введенскому кафедральному собору (1651 —1653 гг.) в городе Чебоксары.
Анализ статистических данных о времени строительства церквей показывает: 5 церквей датируются XVII в., 76 построены на протяжении XVIII в., 144 церкви — в XIX в. и 68 построены в первые два десятилетия XX в., притом надо учитывать, что в 26 селениях церкви были построены в XVII—XVIII вв., но по причине ветхости были снесены или по причине пожара сгорели, взамен их были построены новые в XIX — начале XX вв.

  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • ФЕОДОCИЙ епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •